Политика

Загогулина под слоем угольной пыли

“А вы сами-то где проживаете? Не в Листвягах?” — спросили депутаты у представителя разреза “Бунгурский-Северный”, яростно отстаивающего интересы угледобывающего предприятия. “Нет, я — в Новокузнецке, в центре… На Павловского”, — уточнил тот. Признав, что рядом со своим предприятием он проживать, конечно, не хотел бы.

А другим — приходится. Несколько сотен человек живут в непосредственной близости с двумя объектами разреза — дробильной фабрикой и складом угля. Это часть Листвягов рядом с конечной 167-го автобуса. Природа, или то, что от нее осталось, представляет тут жалкое зрелище: трава и деревца с кустарниками в угле, по дороге, заставляя содрогаться землю, с ревом проезжают БелАЗы, черная пыль поднимается и из кузовов огромных машин, и со складированных тысяч тонн угля, и из дробилки, где “черное золото” доводится до нужной фракции, чтобы потом быть отправленным потребителю, готовому заплатить.

Вопрос, вынесенный на рассмотрение комитета по развитию городского хозяйства, промышленности и экологии горсовета во вторник, 3 октября, звучал так: “О внесении изменений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 № 1/6 “Об утверждении Правил землепользования и застройки города Новокузнецка”.

Председатель комитета градостроительства и земельных ресурсов городской администрации Андрей Токарев без лишних эмоций сообщил, что есть противоречие между утвержденным зонированием и фактическим положением дел. То есть пять участков, на которых де-юре должны располагаться зеленые насаждения, де-факто используются в качестве земель под промышленные объекты. И вместо растущих березок и тополей на них высятся горы угля и зачуханные, забитые угольной пылью здания. Выход, по мнению господина Токарева, один — “привести в соответствие” де-юре с де-факто, провести зонирование территорий таким образом, чтобы промышленные объекты стояли на участках соответственного назначения. В унисон ему вторили и представители разреза.

Вот ведь какая загогулина получается: некто эксплуатирует промышленные объекты там, где их не должно быть, загаживает природу и отравляет жизнь жителям Новокузнецка (Листвяги — часть нашего города, если кто-то забыл). Люди, не работающие с углем, но проживающие неподалеку, уже получают, по распространенной информации, профессиональные патологии… Но этот некто не только не отвечает за содеянное, но и, пользуясь поддержкой чиновников, пытается “продавить” нужное решение через горсовет.

Понимания у депутатского корпуса, обычно покладистого и всё понимающего, на сей раз позиция чиновника и угольщиков не нашла. Техническому директору ООО “Разрез Бунгурский-Северный” Василию Струкову и тем, кто стоит за ним, порекомендовали “не заниматься ерундой, а взять и переселить за свой счет проживающих на улицах Каракульской, Придорожной, Снежной, которые страдают от близости к угольному предприятию”. А еще лучше — перенести всю производственную деятельность подальше от жилья, где грохочущие дробилки и пылящие склады не будут так уж сильно докучать людям. Судя по поскучневшему лицу господина Струкова, ни первая идея, ни второе предложение его не вдохновили.

“Подлила масла в огонь” руководитель территориального управления “Листвяги” Анастасия Неподоба, уточнившая, что в зону загрязнения промышленного предприятия попадает примерно каждый десятый проживающий в поселке (не менее 400 человек из 4,5 тысячи), что активность угольщиков в последние годы постоянно нарастает, и если прежде разрезом добывалось около полумиллиона тонн угля в год, то к настоящему моменту — около двух миллионов, то есть в четыре раза больше. Соответственно, больше пыли, больше шума, больше ущерба. При этом предприятие зарегистрировано в Новокузнецком районе и налоги платит в “сельскую кассу”. Впрочем, подсластила Анастасия Александровна пилюлю, на просьбы о помощи со стороны района “Бунгурский-Северный” откликается, помогает.

Забегая вперед, скажу, что уже после заседания мы поговорили с председателем комитета по развитию городского хозяйства, промышленности и экологии горсовета Сергеем Мартюшовым, который настроен был весьма категорично: люди там проживают в жутких условиях, тонут в угольной грязи, болеют. Санитарно-защитная зона? Так на бумаге-то там зеленые насаждения, о какой зоне может идти речь? И от изменения зонирования ничего не изменится, только допущенные ранее нарушения будут “узаконены” руками депутатов…

Высказал Сергей Васильевич и свои соображения по поводу деятельности предприятия по сбыту готовой продукции: каким образом он осуществляется, угольщики не разъясняют: это-де коммерческая тайна. Но известно, что погрузку на местной железнодорожной ветке осуществляет только “Сибэнергоуголь”, в то время как добычу в окрестностях Листвягов ведут еще четыре угледобывающих предприятия. Каким образом “Бунгурский-Северный” и еще три разреза вывозят свою продукцию? Можно предположить, что автотранспортом, по Листвянскому шоссе, на склад в Новокузнецк, откуда уже и осуществляется отгрузка в железнодорожные вагоны. Днем не возят, значит, возят ночью… Не так давно разбитая тяжелой техникой дорога была отремонтирована. Возможно, вскоре она потребует нового ремонта…

Что же решили депутаты к исходу заседания комитета? На рассмотрение всего состава горсовета вопрос внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Новокузнецка (узаконивания “прописки” объектов “Бунгурского-Северного”) выноситься пока не будет. Вместо этого решено обратиться в правоохранительные органы с целью провести проверку и оценить ущерб, наносимый деятельностью разреза. Официально предложить предприятию переселить людей из зоны загрязнения. Обратиться к главе города с просьбой определить, на каком основании участки используются не по назначению, и принять меры по приведению в первоначальное состояние, защитить жителей от техногенного воздействия.

От себя добавлю, что каких-то признаков заинтересованности государства в ограничении аппетитов угольных магнатов не замечается. В последние годы деятельность угледобывающих предприятий приобрела совершенно разнузданный, ничем не сдерживаемый характер. Гигантские прибыли, получаемые от угледобычи, побуждают собственников к постоянному расширению деятельности, наступлению на природу, вторжению в населенные пункты, пренебрежению интересами граждан.

И исполнительная власть, и контролирующие органы оказывают им в этом всемерное содействие. Бескорыстно ли?..

Сергей Бабиков.

Сергей Бабиков. Политика 06 Окт 2017 года 4195 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.