Политика

Прости, Земля!

В субботу состоялось собрание в садовом некоммерческом товариществе “Углеп”, находящемся на дороге “Листвяги-Апанас”. Представители угольной компании “Сибуголь” дали понять: на СНТ уже “поставлен крест”. После того, как начнется угледобыча, не будет ни чудного озера, обрамленного пушистыми сосенками, ни самого товарищества, ни дороги на Апанас. Будет один большой разрез. Очередной. И наверняка не последний.

Уголь — богатство и проклятие Кузбасса. Залежи “черного золота” под нашими ногами превращают землю в пороховой склад. Одна искра — и все в прах, к чертовой матери!

Едем по дороге от Листвягов. Справа - бесконечный высоченный бугор отвалов действующего разреза. Останавливаемся для фотосъемки — тут же появляется автомобиль охраны: нельзя снимать, частная территория! Как частная? Любой автомобиль может проехать, автобусы на Апанас тут же катаются. Те парируют: скажите спасибо, что вас вообще пока сюда пускают… Хозяева жизни! Отдельное “спасибо” вам и земной поклон за то, что пока дышать не запрещаете!.. О том, что мы на своей земле не хозяева, напоминают и периодически выкатывающиеся навстречу огромные чадящие БелАЗы, благо дорога широкая, разъехаться можно.

Действующий разрез — ООО “Сибэнергоуголь”. ООО “Сибуголь”, которое готовится ликвидировать СНТ “Углеп” и все, что вокруг него, охранники “Сибэнергоугля” называют не коллегами, но конкурентами. Хотя лицензию на участок “Ананьинский Восточный” продал “Сибуглю” именно “Сибэнергоуголь”, предприятие, входящее в холдинг СДС. Есть у “Сибэнергоугля” еще одна лицензия, на участок “Ананьинский Восточный 2”, расположенный по соседству, в сторону поселка Верх-Кинерки… Там площадь раз в восемь больше. Похоже, на многострадальной земле Новокузнецкого района скоро живого места не останется!..

В садовом некоммерческом товариществе “Углеп” на собрание сходится несколько десятков человек. Люди возбуждены, отпускают нелицеприятные реплики. Представители “Сибугля” — гендиректор Владимир Чурляев и его заместитель — стараются уладить дело миром. Используют обтекаемые формулировки. Не до всех сразу доходит, что разрез не просто где-то рядом будет работать, мешая жить и отдыхать, затрудняя проезд на любимый садовый участок, а вообще собирается рыть огромный котлован на месте садового общества, естественно, с ликвидацией последнего.

“Нам государство дало лицензию, к государству и все вопросы”, — приводит Чурляев “козырный” аргумент. Но тут же “подстилает соломки”: компания-де согласна выкупить земельные участки по ценам, которые назовут сами жители, но в пределах разумного, конечно. Три участка уже продаются по стоимости от 700 тысяч рублей до миллиона, вот в таких пределах угольщики и согласны заплатить. Причем не будут возражать, если люди разберут свои домишки, чтобы, перевезя на новое место, снова там их собрать и жить припеваючи…

Мнения разделились. Часть садоводов настроена категорически: не нужны нам ваши деньги, руки прочь от нашей земли! “Я покупала здесь участок, чтобы отдыхать, поправлять здоровье после операции. Меня здесь все устраивает. Куда мне теперь бежать прикажете?” — вопрошала одна из женщин. Прямо скажем, место здесь действительно чудное, красивая природа, чистое озеро, замечательный воздух. Казалось бы, живи да радуйся…

Активный участник собрания, представившийся доцентом кафедры экологии КемГУ, увещевал собравшихся: “Вот вы считаете, продадим-купим… А кто-то о вашем здоровье будет заботиться? Вот через эти кратеры сколько будет тысяч тонн газов выходить? Зачем вам эти дороги, когда вы будете чахнуть и ваши дети? Я категорически против данных разработок. Думайте”…

Но часть садоводов уже, похоже, смирилась с неизбежностью ликвидации своих вотчин. Пошли вопросы, как будет проводиться оценка, когда начнется эта работа, примут ли угольщики результаты независимых оценщиков? “Ну, давайте вы представите результаты ваших оценщиков, мы — своих”, — непрозрачно намекнули на конечный результат представители компании. Добавив для убедительности, что есть и вариант принудительного выкупа, причем кадастровая стоимость земли значительно ниже рыночной…

Между прочим, встал вопрос о том, что на текущий момент компания “Сибуголь” находится в процедуре банкротства — о чем может идти речь, о каком выкупе, о каких гарантиях?.. Угольщики заявили, что помехой это не будет.

На наши вопросы ответил генеральный директор ООО “Сибуголь” Владимир ЧУРЛЯЕВ:

— Каков размер “кредиторки” и отчего она возникла?

— 56 миллионов. Мы будем гасить задолженность, выходить из процедуры банкротства. В течение двух месяцев планируем ее завершить… Ну а возникла она оттого, что на начальном этапе требуются большие финансовые вливания, без какой-то отдачи. Кредиторы — подрядчики, строители. Подали в арбитраж. Надеемся, что через два месяца закроем процедуру.

— Кто является собственником “Сибугля” и связана ли компания с “Сибэнергоуглем”, с СДС?

— Нет. Инвесторы — частные лица. Основная доля, 85 процентов, находится у Албакова Магомеда Эльмурзаевича, еще два лица обладают 10 и 5 процентами.

— Каковы планируются финансовые вливания, не связанные с основной деятельностью?

— Сюда планируется вложить порядка двухсот миллионов рублей. Они пойдут в развитие. В ремонт дорог в Ананьино, еще отремонтируем дорогу от Верх-Кинерков до Апанаса. Приобрели грейдер. Будем грейдировать, подсыплем, если надо… Второе - проект переноса подстанции, находящейся на теле разреза… Почему-то дороги находятся в областной собственности, но область ими не занимается. Мы берем на себя обслуживание дорог общего пользования. И будем сами строить дороги.

— Что будет с Апанасом? Дорога, по которой сейчас идет транспорт в поселок, уходит под ваш разрез…

— Апанас получит дорогу, которая пройдет через Ананьино и Алексеевку.

— Асфальтированную?

— Нет, грунтовую, отсыпанную щебнем дорогу. Она будет километров на пять длиннее. Но зато по ней не будет ездить технологический транспорт.

— Каковы в целом капвложения на обустройство, сколько средств вы планируете потратить на выкуп земель у граждан?

— В целом порядка 600 миллионов. Из них на выкуп 40 участков выделяем примерно 40 миллионов. Эта сумма может варьироваться. Могли бы просто дать 40 миллионов, делите как хотите. Но ведь сами люди не договорятся…

— Кто-то вообще не согласен взять деньги и уйти с родной земли…

— На крайний случай — будем подавать в суд. Все только по закону.

— Взрывы будут?

— Конечно. Это же горные работы.

— Каковы запасы, марки углей?

— Запасы по лицензии 9 миллионов 861 тысяча тонн и еще возможна прирезка около 6 миллионов. Марка угля — А. Антрацит. Очень редкая. В мире всего 1-2 процента таких углей.

— Выходит, повезло Углепу?.. Ну а куда вы планируете возить уголь и каким способом?

— В Листвяги на погрузку будем возить по технологической дороге.

Возвращаясь, заезжаем на участок примерно в километре от СНТ “Углеп”, в сторону села Ананьино — там ООО “Сибуголь” уже начал работы. Свалены деревья, разрыт склон, живописная природа как будто повреждена язвами оврагов и котлованов.

Больно смотреть.

Сергей Бабиков.

Пётр Бобров (фото).

Сергей Бабиков. Политика 15 Авг 2017 года 10386 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.