КОИБ как зеркало избирательного процесса
Двадцать комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) поступили в Новокузнецк
для организации голосования 6 — 8 сентября
До «электорального мероприятия» осталось всего-навсего десять дней. В следующую пятницу, 6 сентября, избиратели потянутся на участки, чтобы волеизъявиться. Уже с минувшей недели, по сообщению Облизбиркома, начата процедура голосования в труднодоступных населенных пунктах Кузбасса. Без особых подробностей — на моторных ли лодках доставляют в «медвежьи углы» пачки бюллетеней или же волокут баулы с документацией оленьими тропами. Зачем это столь заблаговременно делать в регионе, где боевых действий на данный момент не ведется, распутицы не ожидается, а с отдаленными деревушками и улусами имеется, как правило, какая-никакая связь, не вполне понятно. Но избиркому виднее.
В Новокузнецке то, что принято называть «губернаторскими выборами», начнется утром 6 сентября и завершится вечером 8-го. Растянутость на три дня процедуры голосования нынче объясняется разве что «удобством». Пару-тройку лет назад ссылались на коронавирус: ковидные ограничения-де вынуждали избегать скопления граждан. Нынешняя ситуация с COVID-19 не идет в сравнение с проблемами 2020 — 2021 годов и особой угрозы здоровью избирателей не представляет. Но организаторам электоральных процедур вольница, видимо, сильно уж понравилась…
Между тем есть и некие нововведения. Так, двадцать КОИБов доставлено в Новокузнецк, и с прошлой недели сотрудники участковых избирательных комиссий обучаются работать на них.
Эти комплексы обработки избирательных бюллетеней будут распределены по избирательным участкам Новокузнецка и Новокузнецкого района и, по задумке новаторов, позволят не только автоматизировать процедуру подсчета бюллетеней, но и исключить «человеческий фактор». Иными словами, сделать выборы более «прозрачными», а подсчет голосов — более честным.
Как это будет выглядеть на оснащенных КОИБами участках? По крайней мере, в теории.
Избиратель, получив бюллетень и заполнив его (поставив галочку в соответствующем квадратике) не в урну бросает бумаженцию, а вместе с нею подходит к сканеру с накопителем (подобие урны с пластиковой верхушкой с отверстием для приема бюллетеней, вроде МФУ) и самостоятельно подает на сканирование свой бюллетень. Лист бумаги вползает в сканер, который распознает-считывает результат волеизъявления гражданина и учитывает его в своей электронной памяти.
Через КОИБ пропускаются и бюллетени из ящиков для надомного голосования — их помещают в сканер члены участковой избирательной комиссии.
После завершения голосования консолидированный результат выдается в виде распечатанного протокола с QR-кодом, протокол передается в вышестоящую комиссию и учитывается в системе ГАС Выборы Центризбиркома РФ.
Мы побывали в актовом зале административного здания на Кирова, 64, где ведется обучение персонала работе на КОИБах.
Сосредоточенные мужчины и женщины вооружены тестовыми бюллетенями, в которых вместо ФИО значатся «Первый Кандидат Кандидатович, Второй Кандидат Кандидатович — и далее, всего пять виртуальных персон, с квадратиками напротив каждого. Пропускают листки через сканеры, вроде бы как голосуют. А КОИБы наперебой комментируют их действия:
«Режим тестирования. Убедитесь в правильности распознавания и корректности данных. Местное время — двенадцать часов шесть минут… Опускайте тестовый бюллетень. Для окончания тестирования нажмите… Недействительный бюллетень. Превышение допустимого количества ответов…»
В связи с изрядным числом КОИБов в помещении стоит постоянный галдеж. Листочки после сканирования падают в урны-накопители. На каждом сканере — пульт, на котором тестирующие время от времени что-то набирают.
Процедуру по нашей просьбе прокомментировал инженер техподдержки ООО РЦИ «Салют» Дмитрий Галиев: «Один КОИБ — это два сканера, два накопителя для бюллетеней и принтер для распечатывания результатов. Преимущества данных аппаратов очевидны — это ускоряет процесс подсчета и убирает так называемый «человеческий фактор»… Комплекс автоматически считает число бюллетеней и число голосов, отданных за того или иного кандидата. КОИБ дает голосовые подсказки. Все справляются.
В конце распечатывается протокол с QRкодом. Так же как и протоколы, которые формируются на обычных участках, эти протоколы отправляются в вышестоящие избирательные комиссии».
Дают ли КОИБы гарантию верного подсчета волеизъявления избирателей?
Не стал бы утверждать это даже в нормальной контролируемой ситуации. В Кузбассе же, где бюллетени в урнах находили еще до начала голосования (и никто, кроме бдительных наблюдателей, не понес за это наказания!), где видеокадры вбросов со стороны самих членов УИК никого уже не удивляют, а сами бюллетени вместо надлежащего хранения сжигают в печах «Органики» — о каких гарантиях может идти речь?
В Сети немало высказываний о том, что КОИБы перепрограммируются на «нужный» результат либо подменяют итог после перезагрузки. Возможно, это и не так. Но кто поручится, что товарищи из УИКа, улучив момент, не пропустят через КОИБ партию «правильных» бюллетеней?
Даже если предположить, что никакого «мухлежа» с КОИБами на сей раз не случится, аппаратов слишком мало, чтобы оказать заметное влияние на итоговый результат: в Новокузнецке более двухсот избирательных участков.
Да и даже не это главное. Существеннее то, что нынче никакой борьбы за губернаторское кресло нет и в помине. Даже фамилии конкурентов «кандидата номер один» широкой общественности неизвестны.
Четыре из пяти кандидатов ведут себя, как испуганные мышки — ниже воды, тише травы. Сие предопределено особенностями нынешней политической ситуации, загоняющей любую политическую активность «под плинтус».
Практика понятная, но чреватая взрывоопасными последствиями при некотором стечении обстоятельств. Не хотелось бы, конечно. Но тут уж как получится.