Политика

АТЭС: почём нынче политес?

На этой неделе во Владивостоке открылся и завтра уже завершит свою работу саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Однако проходившая под знаком подготовки к этому событию всероссийская ударная стройка далеко не закончилась. Есть у АТЭСтации начало, нет у АТЭСтации конца! Сдача нескольких крупных объектов — театра оперы и балета, двух пятизвездочных отелей и концертно-спортивного комплекса — перенесена на четвертый квартал…
Деньги, которые обрушились на Владивосток наподобие тайфуна — почти 680 миллиардов рублей, — утолкали в разбухшие сметы, но не успели освоить. Уж очень их много. Даже пресса не в состоянии постигнуть этой астрономической величины — зациклилась на сущей мелочи: “Цифра поражает воображение, как поражает откровенное хамство”, — пишут “Ведомости” по поводу отпущенных на одни только фейерверки 275 миллионов рублей. Столько стоит примерно сотня полнометражных квартир.
Небольшой исторический экскурс в квартирный вопрос. Когда в ноябре 1974 года во Владивостоке встретились Брежнев и Форд, здесь накануне по этому случаю снесли массу бараков. Как вспоминают старожилы, новое жилье получили 700 семей. Не обошлось, конечно, и без обычной показухи. Фейерверков тогда не было, взор гостей ублажали иными картинами: срочно высадили вдоль трассы елочки шпалерами - по большей части просто в снег. “На асфальтирование улиц потратили больше миллиона”, — авторитетно свидетельствует хозяйственник-ветеран. А еще пригнали вагон с “Посольской”. И в тайге на всякий случай выстроили охотничий домик с вертолетной площадкой, завезли кабанов и изюбров. Живность уцелела (Форд интереса к охоте не проявил), “Посольская” - нет. “Американцы ее ящиками хватали”, - усмехается злопамятный ветеран.
И еще такая деталь: тогдашняя пресса живописала, как Форд получил в подарок пыжиковую шапку, одарив в ответ Брежнева жилетом на волчьем меху. Вот, собственно, и все, что “прошло по смете” того скромного саммита, если не считать, что главы двух государств удостоили друг друга и человечество подарка в виде подписей под историческим Договором по взаимному ограничению стратегических наступательных вооружений.
А вот каков будет результат саммита АТЭС-2012, еще неизвестно. Принимающая сторона, разумеется, предвкушает гигантские инвестиции в экономику российского Дальнего Востока. Но пока достоверно только одно: в июле Счетная палата огласила заключение по итогам своей проверки во Владивостоке, в котором утверждает, что общий объем финансирования строительства объектов саммита АТЭС “по сравнению с показателями подпрограммы в первоначальной редакции увеличился в 4,6 раза”.
Зато, “независимо от результатов форума, возведение объектов АТЭС явилось мощнейшим драйвером в развитии экономики нашего Дальнего Востока!” — отметают обидные намеки люди, отвечающие за стройку. Но этот комплимент самим себе начисто опровергают выкладки, приводимые “Финансовой газетой”. В 2007 году, до начала строительных работ по объектам АТЭС, в Приморском крае насчитывалось 78 тысяч безработных при общей численности экономически активного населения 1 миллион 104 тысячи человек. В 2011 году безработных было уже 87 тысяч при общем снижении экономически активного населения до 1 миллиона 79 тысяч.
Гигантская стройка не оказала никакого влияния на изменение депрессивной ситуации в регионе в сфере занятости. Ничего странного: подрядчики отдавали предпочтение более дешевой рабочей силе из Средней Азии, Китая, Закавказья. (Расчеты с ней сопровождались массой скандалов, вплоть до забастовок.) Не поднялась, против ожидания, и стройиндустрия Дальнего Востока, поскольку основные материалы поставлялись из Китая.
Было бы глупо и несправедливо отрицать, что облик Владивостока сильно преобразился. Он получил десятки объектов, которых не было бы без саммита, — новые мосты, дороги, коммуникации, университетский комплекс… Но большинство объектов имеет весьма опосредованное отношение к экономике региона и города. Некоторые из них настолько “самодостаточны”, что огромные отрезки автотрасс построили без съездов в жилмассивы. И потом, почему для того, чтобы привести город в достойный вид, потребовался повод в виде международного форума?
На ближайшую перспективу у России два “драйвера роста” — сочинская Олимпиада-2014 и чемпионат мира по футболу-2018. Спорт — оно, конечно, выше, дальше, быстрее… Но полагаться на такие “поводы” в экономической стратегии всей страны - это все равно, как если думать, что немеряные миллионы Газпрома, выброшенные в трансферные окна при покупке игроков для “Зенита”, имеют какое-то отношение к развитию футбола в России.

Александр Денисов Политика 08 Сен 2012 года 1270 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.