Новости

В каждой соринке – своя витаминка

Есть ли в нашем городе рынки? Так называемая упорядоченная система торговли, где каждый желающий может продать, например, излишки со своего огорода или продукцию своего фермерского хозяйства. На первый взгляд — есть. Новокузнечане сразу назовут рынки у вокзала, вдоль улицы Транспортной, на Левом берегу, Комсомольской площадке, на Мичурина, у “Березки” и даже “Губернский”, на улице Алексея Кузнецова. И еще добавят: на Металлургов, 2, у входа в магазин “Мария РА”, в начале Бардина с четной стороны и в начале Курако с нечетной стороны, и, конечно, любимый “пятачок” приезжих продавцов из пригорода у ТЦ “Экспресс”, периодически разгоняемый и непременно вновь собирающийся, чтобы предложить свободной торговле всё: от букетов цветов до тапочек и трусов.

Все вышеперечисленные рынки давно уже перешли в статус торговых центров, доморощенным торговцам отведены уличные прилавки на открытом воздухе, за аренду которых взимается плата. Поэтому бабулечки, в роли продавцов в основном они, предпочитают, места бесплатные: приспособив ящики и картонки. Несанкционированная торговля процветает у магазинов, в людных местах и даже в переходах. Спрашивать у таких продавцов справки на безопасность продаваемых продуктов и регистрацию его в качестве индивидуального предпринимателя (как положено по законодательству) — бесполезно. Бабулечки, отсидевшись после очередного административного рейда и разгона стихийного рынка где-нибудь за углом, не очень пугаясь грозных протоколов и штрафов, вновь возвращаются на насиженные места и потихоньку торгуют.

Иные не потихоньку. Не один год наблюдаю даму, которая с утра до вечера занимается торговлей у въезда на рынок на улице Мичурина, 7. Весной у нее горы связок черемши, побеги папоротника, пучки молодой зелени, “прямо с грядки”, как она уверяет. Потом появляются свежая редиска, первые огурчики и помидоры, пакеты с молодой картошкой. Ближе к осени начинается торговля кабачками и капустой. И все это ежедневно, под палящим солнцем или проливным дождем.

А что сейчас? Укутанная с головы до ног женщина продает ведрами картошку (тоже заботливо укутанную) и закрутки с различными соленьями, салатами, вареньями. Чьи руки их делали? Кто собирал эти овощи, ягоды, грибы? Где и в каких условиях производились консервы? Вряд ли это урожай с её огорода? И с кого спрос, если вдруг под крышкой укрылась кишечная инфекция?

Россыпь различных консервов и на уличных прилавках у рынка “Левобережный”. Настораживает продажа “с рук” молочных продукции: творога, сметаны, как известно, скоропортящихся молниеносно, квашеной капусты в полиэтиленовых емкостях, кусков резаной тыквы, где запросто может укрыться всяческая зараза. Да и место, и чистота прилавков вызывают сомнения в чистоте.

Здесь же, чуть в стороне от прилавков бойкая бабушка в капюшоне поверх шубы предлагает дары Хакасии. Прогоняя палкой назойливых голубей от мешка с семечками, она расхваливает замороженную ягоду в контейнерах: клюкву, облепиху, бруснику, чернику, жимолость… “Все экологически чистое, из самой хакасской тайги. Упаковка — 250 — 300 рублей, возьмете несколько — сброшу”. Понятно, что это урожай промысловиков, не раз перекупленный. А бабушка, как продавец, вызывает большее доверие у покупателей, но продажа “её” продуктов находится под пристальным контролем. Не могла же она, в конце концов, на свою “точку” лично притащить мешок грецких орехов, мешок семечек и увесистые коробки с ягодами.

Что меня еще, как потребителя, немало смущает в зимний период, так это продажа рыбы “с пола”. Да, в супермаркетах она нынче дорогая, на улице с ящиков можно купить намного дешевле. Но как можно продавать ее на остановках и на обочине тротуаров под ногами у прохожих, даже не прикрыв, для видимости, чем-нибудь? Подумаешь, грязь, пыль, сор… Настоящий ярмарочный балаган.

С другой стороны, что спрашивать с продавцов, когда в городе идет “геноцид” малого бизнеса и цивилизованную мелкую розницу фактически уничтожили, и они вынуждены идти торговать на улицу. Киоскам в городе не место, их заменили ящики в арках, на остановках и в переходах. Уличные продавцы в большинстве своем весь день торгуют в антисанитарных условиях, не заботясь о защитных масках и социальной дистанции, берут деньги и отпускают товар, не надевая перчаток. Не то что административных мер, коронавируса не боятся.

Между тем, несанкционированная торговля карается штрафами, и немалыми. Так, за продажу вещей с рук для граждан предусмотрены штрафы от 2,5 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей.

Ольга Волкова. Александр Бокин (фото) Новости 24 Ноя 2020 года 148 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.