Новости

Сила есть. Ума не надо?

Силовики в Кузбассе взялись чудить. И в качестве объектов своей агрессии выбрали журналистов. О нелепых задержаниях на несостоявшейся акции протеста 31 января в Новокузнецке чуть ниже. Сначала — о кемеровском “шухере”.

В субботу, 20 февраля, пришли к редактору интернет-издания “Абажур” Фоме Неверову. Под этим псевдонимом в Сети выступает кемеровский журналист Роман Куприянов.

Ну, как пришли? Вломились через балкон, высадив балконную дверь. “За считанные секунды, пока я просыпался, квартира наполняется незнакомыми людьми, а я валяюсь на полу, руки за голову, сверху чей-то берц — чтобы понапрасну не шевелился. “Выкладывал ролики про губернатора? Кто заказчик? Кто заказчик?!” — орёт в лицо один из гостей”, — так описал инцидент сам Куприянов-Неверов.

После обыска и изъятия всей техники (два компьютера, ноутбук, планшет, два смартфона) редактора отвезли в отдел полиции, где допросили “в качестве свидетеля”. Уголовное дело, как сообщили ему, возбуждено по статье 272 УК РФ “Неправомерный доступ к компьютерной информации”. Речь идет о размещении неких видеороликов, на которых некто с голосом, напоминающим голос Сергея Цивилёва, сыплет угрозами и не стесняется нецензурных выражений.

В то же время нагрянули и к еще одному заметному общественнику и журналисту Кузбасса — Максиму Учватову, активисту ОНФ и владельцу интернет-ресурса “Открытый город”, также известному критикой в адрес областных властей. В результате обыска у Учватова были конфискованы носители информации: жёсткие диски, флешки и телефоны. Сам Максим прокомментировал ситуацию с присущим ему юмором: “СОБР с утра намного бодрее утреннего кофе. Держитесь за яичницу”.

Инцидент получил известность благодаря освещению в региональных и центральных СМИ. А в субботу, 27 февраля, активисты и журналисты юга Кузбасса записали видеообращение к губернатору Сергею Цивилёву, где заявили о недопустимости препятствования журналисткой деятельности. “Фома Неверов — честный журналист, без искажений описывающий то, что происходит в Кемеровской области. Нарушение его прав всколыхнуло общественность и сподвигло на запись видеообращения”, — значится в комментарии к видео.

Судя по смыслу вышеназванной уголовной статьи, Куприянова-Неверова и его сообщников подозревают в том, что они каким-то образом получили доступ к закрытой или засекреченной информации (в компьютере самого губернатора?), которую затем распространили. “Смешные губернаторские ролики, к слову, были надерганы из записи открытого приёма”, — заявляет в ответ “фигурант”. И, похоже, не лжет.

Об авторстве видеороликов, за которые “прессанули” редактора “Абажура”, заявил предприниматель из Шерегеша Вячеслав Чернов, личность широко известная борьбой с фальсификациями на выборах и разоблачениями злоупотреблений.

Чернов заявил, что аудиозапись он сделал во время личной встречи с губернатором Кузбасса еще в 2018 году. “На эту встречу я шел, заведомо зная, что на ней будет предпринята попытка оказать давление, чтобы я добровольно отказался от права собственности на принадлежащее мне имущество˂…˃ <…>Я заявил прямо, что считаю эти его действия попыткой рейдерского захвата. В ответ Цивилёв сильно возмутился и говорил около получаса. В ходе этого монолога и прозвучали те самые реплики, которые вы слышите на видеороликах. Цивилёв стращал, запугивал и обещал “закошмарить” меня в случае, если я буду обращаться в прокуратуру <…>В данный момент он инициировал судебный иск против меня с целью лишить меня права собственности на принадлежащее мне имущество. Неделю назад суд приступил к рассмотрению иска”, — сообщает Чернов на своей странице в Фейсбуке, дав понять, что оценивает ситуацию крайне серьезно. “Если со мной что-либо случится — вы знаете, что происходит”, — подводит он черту.

И, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, приводит цитату из постановления судьи, который санкционировал обыск у Куприянова из-за его, Чернова, аудиозаписи: “Расследованием установлено, что в неустановленный следствием период времени неустановленные лица, находясь в неустановленном месте, неустановленным способом умышленно осуществили неправомерный доступ к компьютерной информации, хранящейся в памяти электронных носителей, находящихся в служебном помещении Администрации Правительства Кузбасса.” Как говорится, без комментариев.

Для полноты картины добавим об инциденте с журналисткой Натальей Зубковой, редактором интернет-издания “Новости Киселевска”. Нападение на Зубкову, как сообщило несколько источников, произошло вечером 25 февраля, когда неизвестный на улице набросился на нее со спины и повалил на снег. По словам журналистки, он пригрозил физической расправой дочерям, если она “еще хоть раз откроет рот”.

В январе Зубкову вызывали на допрос по делу о клевете из-за заметки о плачевном состоянии местной школы, а в 2019 году мэр Киселевска написал письмо в прокуратуру о встречах Натальи Зубковой с местными жителями без подачи уведомления.

После нападения Наталья Зубкова сообщила о том, что покидает город. Уточнить эту информацию у нее самой при подготовке данной статьи не представилось возможным: “Номер абонента временно недоступен”, — сообщил автоинформатор в телефонной трубке.

Мы уже сообщали об инциденте с задержаниями журналистов в Новокузнецке 31 января, во время анонсированной, но не состоявшейся акции протеста. Кроме меня было задержано как минимум двое представителей масс-медиа — журналист Игорь Епифанцев (“Город новостей”) и фотограф Владимир Шабанков (публиковался в том числе и в “Кузнецком рабочем”).

После того как на безобразия (в России оказались задержаны более сотни работников СМИ) обратил внимание Союз журналистов России, направивший соответствующее письмо главе МВД, “сверху” в главки полиции в регионах разлетелись распоряжения разобраться и доложить. Со мной, в частности, связался офицер ГУ МВД по Кемеровской области. Получил исчерпывающую информацию — с фото- и видеосвидетельствами. Взамен я попросил его дать свою оценку действиям новокузнецких полицейских, сообщить результаты расследования. На данный момент ни оценки, ни результатов нет.

Зато начальник УМВД по Новокузнецку Игорь Белецкий в недавнем телеэфире Ново-ТВ высказался по поводу задержаний журналистов. До того он мне казался человеком приличным, неравнодушным и даже совестливым — насколько это позволяет должность. Выступая перед депутатами, горячо отстаивал курс на оснащенность полицейских и внедрение в нашем городе технических новинок.

Но то, что он излагал в телеэфире, как говорится, “ни в какие ворота”… Господин полковник заявил, что журналистов “не задержали, а доставили” в отдел полиции. Как можно доставить, не задержав, Игорь Владимирович?.. Не бандероль, не вещдок, а живого человека, исполняющего к тому же свои профессиональные обязанности.

Потом Белецкий объяснил задержания тем, что “отрабатывались ориентировки на преступления”. Увы, никем эти ориентировки не отрабатывались, ни на месте, ни в отделе полиции. И от вопросов, отчего же в таком случае хватали всех без разбора, от юнцов до пожилых женщин, полицейские в тот день стыдливо уходили.

Больше всего меня возмутила претензия Игоря Белецкого в отсутствии у всех задержанных 31 января журналистов документов и знаков отличия во время проведения акции. Это откровенная ложь. Про других не скажу, а я при задержании настойчиво показывал бейдж, действующее редакционное удостоверение и другие документы, сообщал полицейским о нарушении ими закона “О СМИ”, но — впустую.

Заявление Белецкого о том, что полицейским приходится действовать в толпе (могут-де и ошибиться), также не подходит под ситуацию. На тропинке, где меня “взяли”, кроме нас с двумя полицейскими не было ровно никого. Допускаю, что Игоря Белецкого “подставили” его подчиненные, и готов ему рассказать подробности и представить доказательства неправомерных действий сотрудников полиции. Сомневаюсь только, что товарищу полковнику это на самом деле интересно.

Сергей Бабиков Новости 02 Мар 2021 года 244 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.