
Природа ответственности
Правительство Кузбасса утвердило новый порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев. Этот документ впервые содержит условия, при которых допускается умерщвление бездомного животного.
До сих пор Кузбасс не признавал своё официальное право на такое определение будущего бродячих четвероногих. В порядке обращения с животными без владельцев образца 2020 года, утратившем актуальность с принятием нового документа, нет слов о возможной эвтаназии. Теперь нормативный акт позволяет отправлять беспризорников «на тот свет» на законных основаниях.
На прошлой неделе в Краснодарском крае произошла чудовищная история, когда две собаки породы хаски напали на 9-летнего мальчика, серьёзно покалечив его. Ребёнок в больнице, собак усыпили. Однако у трагедии есть и предыстория. Хозяин хаски держал их на своём участке на привязи, а сам раз в два дня приезжал, чтобы накормить. Но тут случилась непогода, и собаки оставались голодными 12 дней! А потом сорвались с привязи, сделали подкоп под забором и пошли искать еду?
Возбуждены уголовные дела — по статьям «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и «Жестокое обращение с животными». Владелец собак отпущен под подписку о невыезде. Пострадавшего мальчика готовят к серьёзным пластическим операциям — собаки буквально сжевали его лицо. А Госдума опять начала обсуждать возможность умерщвления опасных животных без хозяев. Хотя напавшие на ребёнка хаски не были безнадзорными. Просто хозяин им попался безответственный. Но отвечать за него придётся всем хвостатым, и прежде всего — бродячим.
Новое постановление правительства Кузбасса говорит о том, что деятельность по обращению с животными без владельцев отныне будет включать в себя не только отлов бродяжек, содержание в приютах и возврат в прежнюю среду обитания, но и умерщвление в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными» (речь о праве усыплять нежизнеспособное существо), а также если животное совершило нападение на человека или проявляет немотивированную агрессивность либо является носителем возбудителя опасной болезни или болеет ею.
Есть в этом пункте ещё одно хитрое условие: «и в иных случаях, которые могут быть обусловлены только сложившейся в Кемеровской области — Кузбассе или на части её территории экстраординарной ситуацией». Что же это за экстраординарная ситуация такая (назовем её ЭОС — для краткости)? Читаем дальше: «Режим экстраординарной ситуации в области обращения с животными без владельцев может вводиться сроком до трёх месяцев в одном из следующих случаев: поступление в течение одного календарного месяца в орган местного самоуправления двух и более сообщений (заявок) о необходимости отлова животных без владельцев, в соответствии с которыми оформлены заказы-наряды?» Причём эти заказы-наряды должны содержать сведения о необходимости отлова трёх и более маркированных (то есть с чипами, подтверждающими стерилизацию и вакцинацию) животных без владельцев, «препятствующих свободному и безопасному передвижению граждан». Также режим экстраординарной ситуации может быть введён из-за карантина по опасному для людей заболеванию — например, бешенству.
Когда на территории муниципального образования объявляется режим экстраординарной ситуации, администрация этого образования должна проанализировать заявки на отлов животных, ликвидировать кормовую базу для бродячих животных «путём упорядочивания накопления твёрдых коммунальных отходов» и держать граждан в курсе: мол, режим ЭОС — временный, вводится для безопасности граждан, а вы старайтесь не выпускать своих питомцев из-под контроля. Иначе могут попасть под «облаву», и их «умертвят».
Умертвят, видимо, без лишних разговоров, наряду с агрессивными и бешеными псами (вряд ли речь тут о котятах), потому что эвтаназии подлежат все отловленные в течение действия режима ЭОС животные без владельцев, и у хозяина потерявшейся собаки будет не больше месяца, чтобы её отыскать: 10 дней положено на карантин, но после 30 дней пребывания в пункте временного содержания собачка должна умереть. Гуманно, безболезненно, но всё же умереть. Так что вешайте на ошейник вашего любимца бирку с именем и телефоном — больше шансов найти его живым и невредимым.
Никто, конечно, не спорит, что безопасность человека, тем более ребёнка, — самое важное. Но, как бы банально ни звучала фраза классика «мы в ответе за тех, кого приручили» (гениальная на самом деле, прямо в точку!), ответственность за грехи людей несут животные, обладающие лишь теми атрибутами самозащиты, которыми их наделила природа. С ней-то мы спорить не будем? Собаки роются в помойках и дерутся за кусок из мусорного контейнера не от хорошей жизни. И в стаи сбиваются не для того, чтобы весело проводить время. А потому что так выжить легче — в нашем гуманном, цивилизованном обществе.
А если не вдаваться в нравоучения, то опять начали не с того! Не с ответственности человека, а с ответственности животного, которое по определению её нести не может. А поскольку ответственность человека в вопросах обращения с братьями нашими меньшими остаётся весьма условной, то и «перегибы» в исполнении нового постановления в Кузбассе вполне возможны. Скажем, живёт в своей «среде обитания» чипированная, стерилизованная и безобидная (если её не обижать) собачонка. Люди её знают и не боятся. Но обязательно найдётся какой-нибудь активный житель, который потребует отлова неагрессивного животного, вся беда которого только в том, что оно бездомное, — просто так, из вредности. Две-три таких заявки — и готов повод для законной эвтаназии десятка животных: всех, кто попадётся в период действия режима!
Но почему-то никто не думает потребовать ответа от тех, кто оставляет летних «охранников» на даче, уезжая домой в город, — без всякого присмотра, без еды и частенько на привязи. Или использует животное как инкубатор, а потом просто выбрасывает на улицу за ненадобностью, как старую мебель. Это, согласитесь, очень по-человечески.
Сомневаюсь, что в службах по отлову беспризорных животных трудятся большие собако- и кошколюбы. Не хочу никого обидеть, но здесь любовь к животным — это, пожалуй, признак профнепригодности. Однако чрезмерная жёсткость по отношению к «хвостатым» (уж не знаю, чем она может быть вызвана) чревата перевыполнением правительственного постановления — и не исключено, что абсолютно ничем не оправданным.