
Окаянные дни, окаянные годы
22 марта, в пятницу вечером, в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошёл масштабный теракт, крупнейший за последнее российское двадцатилетие.
Циничный, хорошо подготовленный и, увы, никем не пресечённый. Число жертв на момент подготовки этой статьи, через двое с половиной суток с момента его совершения, составило 137 человек (в том числе трое детей), число пострадавших — 182. Число жертв может ещё более увеличиться в будущем, поскольку разбор завалов продолжается, под ними могут быть обнаружены люди.
А «тяжёлые» пострадавшие могут «не выкарабкаться»…
Более четырех тысяч москвичей и гостей столицы собрались в пятницу в одном из наиболее вместительных (более 6 тысяч мест) и популярных концертных залов державы на выступление группы «Пикник». Вечер «перестал быть томным» минут за пять до времени начала концерта (20 часов), когда у входа раздались автоматные очереди (некоторые зрители сперва приняли их за треск петард). Это подъехавшие на белом «Рено» вооруженные мужчины, всего четыре человека, без промедления открыли огонь по всем находившимся в поле их зрения, включая сотрудников охраны.
Когда почитатели «Пикника» осознали опасность, они принялись спешно покидать зал и искать пути выхода из здания, что оказалось непросто. Тем временем террористы, не встречая сопротивления (охранники обладали только дубинками и шокерами для усмирения буйных, но не вооруженных людей) проникли в зал, у них оказались емкости с легковоспламеняющейся жидкостью. Продолжая стрелять в безоружных зрителей, находящихся в панике, злодеи разлили горючее по рядам и подожгли зал. После чего вернулись в белый «Рено» и беспрепятственно скрылись. Очевидцы говорят, что на совершение теракта у них ушло всего около восемнадцати минут.
Пожар постепенно разгорелся; дым и смрад распространились по помещениям; сбежавшие из зала люди, задыхаясь, метались по зданию в поисках выхода. Кому-то удалось найти аварийные пути эвакуации, кто-то исхитрился разбить толстые стекла в окнах и выбраться наружу. Ну а кто-то погиб…
В самой тяжелой ситуации оказались те, кто искал спасения на верхних этажах «Крокуса» — поднимающиеся наверх продукты горения и жар от разгоревшегося пламени губили людей. Через некоторое время пожар охватил всё здание; прогорела и обвалилась крыша — зарево было видно на десятки километров вокруг. Верхние этажи уничтожены огнем, нижние сильно повреждены.
В субботу, 23 марта, ближе к вечеру Президент России Владимир Путин выступил с пятиминутным обращением, он сообщил о ЧП, о захвате террористов, двигавшихся «в сторону Украины», пригрозил организаторам неминуемым возмездием и объявил 24 марта днем общенационального траура.
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев объявил в Кемеровской области не однодневный, а трехдневный траур — с 23 по 25 марта — с отменой всех развлекательных и спортивных мероприятий в регионе. Решение, видимо, осознанное и связанное с не столь давней трагедией Кузбасса — пожаром шестилетней давности в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня», унесшей жизни шестидесяти человек, в том числе тридцати семи детишек; еще 79 человек тогда пострадало.
Параллели между «Крокусом» и «Вишней» напрашиваются сами собой. В обоих случаях произошла массовая гибель людей в развлекательных заведениях на фоне сильного пожара, уничтожившего всё внутри здания и обрушившего кровлю. И даты находятся «рядышком»: 25 марта 2018 года в «Зимней вишне» и 22 марта 2024 года — в «Крокус Сити Холле». Наконец, обе трагедии случились практически сразу же после голосования за президента: выборы в 2018 году проходили 18 марта, в 2024 году — 15 — 17 марта. Вот такая вот загогулина…
Поражает, с какой лёгкостью террористы осуществили задуманное. Как горячий нож сквозь размягченное масло четыре человека с автоматами проникли на охраняемый объект с тысячами собравшихся там людей, поубивали и ранили всех, до кого дотянулись, сожгли здание, спокойно вышли и на раздолбанном «Рено» смылись с места, за несколько часов проехали несколько сот километров и лишь при приближении к границам Белоруссии (судя по траектории движения, маршрут вёл всё ж таки туда) были остановлены российскими силовиками.
При этом, как отмечают многие обозреватели, база московского ОМОНа находится тут же, в Красногорске, на 64-м километре МКАДа («Крокус» — на 66-м). Несколько десятков силовиков, прибудь они оперативно, могли бы пресечь теракт, показать, как на деле, а не на словах, государство борется с терроризмом. Да и пожар наверняка не получил бы такого широкого распространения, и погибших явно было бы меньше… Судя по сообщениям очевидцев, антитеррористические подразделения появились на месте ЧП только через час, когда террористов след простыл. (ВК пресс, в частности, сообщает про ОМОН и СОБР к 21.00, в то время как автомобиль со злодеями исчез из поля зрения в 20.13.)
Еще более изумляет, что масштабная трагедия произошла вскоре после того, как о возможных терактах в российской столице в марте «прямым текстом» российское руководство предупредили США и ряд государств ЕС. С рекомендацией своим гражданам воздержаться от посещения в столице крупных публичных мероприятий, в том числе и в «Крокус Сити Холле». С формулировкой «неминуемо», что должно было побудить силовиков в РФ если не отменить, то хотя бы обезопасить публичные мероприятия.
Однако всерьез это воспринято не было. Хоть и незамеченным не прошло. 19 марта, выступая на заседании коллегии ФСБ России, президент страны Владимир Путин заявил буквально следующее: «…Напомню и о недавних, прямо скажем, провокационных заявлениях ряда официальных западных структур о возможности терактов в России. Всё это напоминает откровенный шантаж и намерение запугать, дестабилизировать наше общество» (цитата по kremlin.ru — официальному сайту Кремля).
Почему никто не догадался усилить подготовленными вооруженными людьми охрану таких объектов, как «Крокус Сити Холл» хотя бы в марте — апреле? И будет ли сделано это сейчас?.. Или же трагедия аукнется только повышением градуса ненависти и «закручиванием гаек»?
Скорбь и гнев вполне объяснимы. И рефреном звучащий тезис о необходимости возвращения в России смертной казни (будто бы террористов-смертников можно этим испугать).
В Сети получили распространение кадры жестокого допроса одного из предполагаемых террористов. (До решения суда, стоит напомнить, любой злодей считается невиновным человеком, пусть он и находится в статусе подозреваемого или обвиняемого и сам на камеру охотно признается в преступлении.) Как указывает, в частности, «Фонтанка», на одном видео задержанному по подозрению в исполнении теракта отрезают часть уха и заставляют его съесть…На другом видеоролике допрашивается тот же персонаж с уже перебинтованной окровавленной головой, а задающий ему вопросы напоминает: «У тебя еще одно ухо осталось»…
Может ли жестокость спасти от терактов? Или она, наоборот, спровоцирует новые?..