Мы сделали всё, что могли. Ищем тех, у кого получится лучше
Кто виноват?
Увы, мы вынуждены приостановить выпуск газеты. Причины — сугубо экономические: рост цен на бумагу и материалы, изменение порядка налоговых сборов, падение доходов от рекламной деятельности, сложившаяся задолженность перед поставщиками, кадровые сложности. Каждую отдельную, за исключением налоговой, можно разложить на разные составляющие, каждую составляющую можно было бы решить при наличии соответствующих материальных и организационных ресурсов. Но ресурсов этих нам не хватает много лет, а совокупность проблем не позволяет продолжить издание «Кузнецкого рабочего» в прежнем режиме.
Истоки сложившейся ситуации находятся в конце «нулевых» и не раз озвучивались за последние пятнадцать лет. Тогда редакция не просто потеряла помещение в результате рейдерского захвата, но и вынуждена была выплатить захватчикам почти восемь миллионов тех ещё, полновесных рублей. Попытки выровняться продолжались все полтора десятилетия, но ситуация всякий раз усугублялась разного уровня кризисами (2014, 2018 годы, пандемия, атаки разных надзорных органов, инфляция). В общем, газета могла закрыться не раз и не два, но всякий раз выруливала за счёт очередного затягивания поясов, бескорыстной помощи влиятельных горожан, а в некоторых случаях (не поверите!) и отдельных чиновников разного уровня. Но, главное, она держала удары благодаря преданному и многочисленному читателю и, без преувеличения, подвижнической работе всех сотрудников редакции, преданных городу и газете, как бы пафосно это ни звучало. К сожалению, наши силы оказались конечными, а условия для выпуска независимого издания всё более неблагоприятными.
Ну и, упреждая претензии к управлению. Были ли ошибки? Можно ли было не доводить положение до нынешнего? Ответ на первый вопрос — несомненно были. Десятки, может, сотни. Как возможный пример — акция по сбору средств читателей, которую мы запустили в мае. Да, мы привлекли суммарно около шестисот тысяч рублей, но искомые полтора миллиона не собрали, а деньги от подписчиков, которые решили подождать развития ситуации, возможно, потеряли. Измерить сложно, если вообще возможно. Что касается второго умозрительного вопроса, то, честно скажу, — я не знаю.
Можно сколько угодно стенать, каяться и жаловаться и объясняться, но вряд ли это конструктивно и уж точно не приведёт к решению сложившейся на сегодня ситуации. Есть ли выход?
Что делать?
Прежде всего, можно опустить руки. Мало ли закрылось газет за последние четверть века в России? Мало ли предприятий банкротились раньше и закрываются прямо сейчас? Для этого нужно всего лишь дождаться судебного иска от одного из крупных кредиторов, вроде поставщика бумаги, и идти по давно протоптанной судебной дорожке к ликвидации юрлица и отзыва лицензии СМИ. Умер, мол, Максим, да и… далее по тексту. Это в случае, если газета не нужна в самом широком смысле. Если просто ушло её время. Совсем.
А если не ушло? Если она нужна и сейчас, и в будущем? Если можно сохранить (лучше, конечно, плюсом ещё набрать нового) читателя, не потеряв ядро квалифицированного коллектива, технологическую базу (а она — редкий случай по нынешним временам — своя, а значит, выпуск обходится дешевле), свою систему распространения (тоже редкость, кстати)? Вот несколько приемлемых, на мой взгляд, вариантов.
Вариант первый. Попечительский совет. Формальное или неформальное объединение авторитетных новокузнечан — общественников, предпринимателей, может, даже с участием городских чиновников или депутатского корпуса. Создание опять же формального или неформального фонда. Возможная замена руководства газеты, корректировка (или нет) редакционной политики.
Плюсы: коллективный разум, авторитетность участников, широкие возможности по поиску и концентрации ресурсов, сохранение базы газеты, коллектива и основных принципов. Минусы: трудности консолидации людей с разными взглядами, поиск инициатора, непредсказуемая продолжительность деятельности подобного объединения.
Вариант второй. Смена собственника. Точнее было бы сказать — «обретение». По большому счёту, суммарная кредиторская задолженность редакции (налоги, зарплата, долги перед поставщиками) посильна даже для нормального среднего бизнеса, не говоря уж о крупном. В этом случае безусловна смена руководства и формы собственности. Вероятна смена редакционной политики.
Плюсы: газета продолжает выходить в обновлённом виде, не пострадают подписчики, в случае качественной организации работы с рекламодателем, развития сайта газеты вполне возможно получение прибыли. Минусы: бюрократическая трудность в смене формы собственности, изрядные вложения на первоначальном этапе.
Вариант третий. Прямое или опосредованное участие городской или областной власти. Здесь возможно вхождение в какой-нибудь информационный холдинг (в Алтайском крае, к примеру, был вполне жизнеспособный пример) или продолжение работы без объединения. Разумеется, как и во втором варианте, неизбежна смена редакционной политики и замена главного редактора.
Плюсы и минусы те же, что в предыдущем варианте.
Четвёртый вариант. С шапкой по кругу. Его мы уже пробовали. И он не получился в необходимой мере. Простой читатель живёт, скажем прямо, не богато, а богатый, увы, не откликнулся.
Чем сердце успокоится?
Скажу ещё раз. За 33 года работы в «Кузнецком рабочем» и 17 лет редакторства в ней ощущение «это конец» приходило многократно. И в девяностых было, и в нулевых, и в десятых. Бывший главный бухгалтер (она довольно давно на пенсии), после каждого прорыва через очередную кризисную ситуацию, говорила, что нас выводит Бог. Потому что объективно «вывезти» казалось невозможным. А я не верил в Бога, а верил в людей. И в сотрудников, и в читателей. Был уверен, что они выводили. За них и болит сердце. Не успокаивается.
Так что до свидания! Или прощайте! Решать людям. С Богом или без него.
Вадим Речицкий,
главный редактор.
Здравствуйте! А почему в статье ничего не говорится про деньги, уплаченные за подписку на следующий 25 год еще в июне? Прошу дать официальное разъяснение. Родители 90 лет, заплатили, как вы думаете, они сейчас должны отреагировать, когда прочитают эту статью, когда я им передам газету?! Да и порядка 160 р, оставшихся с подписки на 24 год, для них совсем не лишние.
Здравствуйте. Может быть, вариант не очень, но предлагаю снять долги путём банкротства и продолжения ведения деятельности в интернете с созданием групп в социальных сетях и мессенджерах.
Единственный «нейтральный» вариант объединяться с газетой «Новокузнецк». Одна может быть в качестве приложения к другой, например, публиковать всякие местные законы и решения, в остальном, общая редакция…там уже технические вопросы, вам виднее.
Время на мало-мальскую раскрутку сайта упущена, да и этот сайт, мягко говоря, не комильфо. Его надо перестраивать. Такой Вордпресс уже не катит. Если дали место для творчества блогерам, следовало дать им личные страницы, а не сваливать все в кучу. Я сейчас элементарное рассказываю, что знает, наверное, любой старшеклассник. Проведите опросы среди старшеклассников и студентов, что они хотят читать, в каком виде. Учтите их пожелания, умонастроения. Проведите мини-опрос более взрослого населения…
Посмотрите на «Вечерний Барнаул», думаю, можно и полезное для себя почерпнуть.
При реорганизации необходимо в уставе отразить по возможности широкие полномочия редакторской политики.Право иметь альтернативную точку зрения и не соглашаться с мнением действующей власти, ибо придет другая и все может поменяться. Как-то так.
Еще вариант переходить на интернет-издание, собирать деньги на подписку, собирать пожертвования, чисто на функционал сайта, зарплату кадрам. И здесь у газеты ничего нет, никакой базы. Надо развиваться, показывать свою привлекательность, готовность меняться.
Когда бы появлялись деньги, можно было издавать бумажную версию.
А так да, бейтесь за бумажную версию. Рынок капитализма ничему не учит.
Ну и напоследок. Я могу предложить альтернативный вариант (мое дело предложить, подкинуть идею). Для того чтобы не терять «все, что нажито непосильным трудом», пока уйти в интернет. Как я понял, еще в запасе имеется год. За это время
1) собирать пожертвования, искать инвесторов, спонсоров, рекламодателей, для поддержания так сказать, штанов — на хостинг, обслуживание сайта, зарплату кадрам;
2) полностью переделать сайт, чтобы и текстовые материалы сотрудников публиковать, и публиковать видео, иметь обратную связь с пользователями;
создать какой-нибудь девиз: делаем газету вместе!
Необходимо дать почувствовать пользователю, что он становится соучастником процесса публикации новостей, обсуждения их и пр.
3) больше уделять внимания тематическому разнообразию; например, люди любят новости высоких технологий. Больше уделять внимания международным делам, новостям страны; так же делать дайджесты зарубежных изданий, продолжать делать подборку разных интересных новостей и забавных случаев/происшествий.
Думаю, новости науки и литературы тоже интересны.
Все это покажет привлекательность вашего издания.
Когда (и если) появятся деньги, то делать бумажную версию.
С грустью в настоящем, но с надеждой на оптимистичное будущее,
А мой некрасивый комментарий, конечно, не озвучили.
Пенсионеры заплатили деньги за подписку на 2025 год. Что им делать теперь?
Как быть с их доверием? Деньги немалые.
Вы не считаете правильным об этом открыто написать?
Я не знаю, как сейчас показать этот номер своим 90-летним родителям, чтоб не подорвать их здоровье.
Жаль.
Да не смогут они более. интересы людей другие, а они те, и с теми взглядами. Смириться и уйти вовремя, чем поздно и с позором.
лев агни: 16.11.2024 в 06:14:
… Проведите опросы среди старшеклассников и студентов, что они хотят читать, в каком виде….»
Смею предположить, что старшеклассникам и студентам газета «КР» неизвестна вовсе. Никогда не видел такого возраста читающих газету. У них родители 35 — 40-летние, а среди такого возраста газета не популярна. Читающая газеты публика — это люди гораздо старше.
Поздравляю!
«Смириться и уйти вовремя, чем поздно и с позором».
Скорее здесь будет медленная мучительная смерть. Пока не отойдет более старшее поколение, привыкшее к бумажной версии. А с новыми связь потеряна, потеряна связь поколений и их преемственность. И никто не хочет её налаживать. Расчет на очередную подачку, что кто-то долги станет выплачивать. Опять будет нытье про долги, посоветуйте, что делать. Потом пластинка повторится.
«интересы людей другие, а они те, и с теми взглядами.»
Может, потому что газету мало знают и она не популярна? Все видят, что газета умирает, не хочет развиваться, обновляться, что-то предпринимать по выходу из кризисного положения, поэтому бессмысленно вкладываться в то, что не интересно и никого не может заинтересовать? Условно говоря, зачем я буду жертвовать деньги на неинтересную газету? А если газета будет интересна, тогда у людей появится желание помочь ей, дескать, ребята, вы круто пишите, интересно, будет жаль, если газета закроется, вот вам деньги, предоставим помощь и т.д. Даже помощь может придти из администрации города. А так, закрылась газета, да и ладно.
Знаю много пенсионеров, которые отказались от подписки, потому что, кроме рекламы читать нечего. Поэтому и не интересно. Что уж говорить про молодое поколение, которое входит в жизнь,и потом само будет занимать руководящие посты. И с чем у них будет ассоциироваться газета? С дремучестью, нафталином… или ни с чем.
Михаил Гревнев по уходу из газеты написал (подтвердив некоторые мои предположения): «Такое впечатление, что это суициидальный синдром или убийство с определённой целью. Шансов выжить у КР, по моему убеждению, никаких».
Все логично и закономерно. Может быть ключевая проблема заключена в руководстве газеты?
Правда? А сами не хотите попробовать? А то все знают, как воспитывать детей, как писать умные статьи, как выпускать газету. Но никто не хочет этим заниматься — только советовать. Страна советов. Кстати, вы у Гревнева спросите — он теперь так же думает, как тогда? Он заходил к нам в понедельник. Что-то не слышала от него про суицидальный синдром.
А если вам газета не нравится — так не читайте! И будет вам счастье. А то прямо мазохизм какой-то.