Новости

Кризис недоверия

Скандальное сожжение президентских бюллетеней в Новокузнецке, видимо, останется без должного наказания: срок давности истекает уже 8 августа.

В Хабаровске вот уже две недели продолжаются многолюдные митинги, шествия и выступления. Люди не принимают посланного Москвой на Дальний Восток красавчика-элдэпээровца Михаила Дегтярева — хотят возвращения арестованного по обвинениям в убийствах Сергея Фургала. Фургал на этой неделе был отстранен президентом Владимиром Путиным “в связи с утратой доверия”. В ответ протестующие выразили недоверие президенту. Столица озабочена и надеется, видимо, что со временем “рассосется”. Посмотрим.

…На этой неделе Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон, в соответствии с которым голосование на выборах любого уровня в России сможет проводиться в течение “не только одного, но и двух или трех дней”. Несмотря на категорическое неприятие такой концепции со стороны общественности. Центризбирком послушно откомментировал решение в позитивных тонах и для убедительности разместил в соцсетях опрос для граждан. Однако число негативных оценок зашкаливает — более девяноста процентов. Центризбирком озабочен, но менять ничего не собирается.

Причина неприятия трехдневных выборов, очевидно, не в том, что граждане хотят приходить на избирательные участки в строго определенный (скорее всего, воскресный) день, а не в субботу или пятницу накануне. А в том, что в обществе стремительно падает доверие к избирательной системе, к тем чиновникам, в чьих руках подсчет и фиксация голосов. Люди понимают, что без общественного контроля выборы превращаются в фикцию. Особенно когда между днями голосования есть ночи, наблюдатели расходятся по домам, а во мраке, как в известной игре, правит “мафия”…

Ведь и до сих пор, при однодневном голосовании при соблюдении формальных процедур и наблюдении наши избирательные комиссии умудрялись “чудеса творить”.

Позволю себе напомнить, что это в Новокузнецке наблюдатели находили заполненные бюллетени в урнах еще до начала голосования. Это в Новокузнецке видеокамеры фиксировали множество случаев, когда люди, похожие на членов участковых избирательных комиссий, впихивали в урны толстые пачки бюллетеней. Это в Новокузнецке даже не бюллетени, а подписные листы за кандидата в депутаты, попав в сейф избиркома на несколько ночей, оказывались испорченными, а кандидат на этом основании получал отказ в регистрации. Это в Новокузнецке зафиксированные участковыми избирательными комиссиями данные голосования по участкам таинственным образом не совпадали с внесенными в систему ГАС “Выборы”, причем число проголосовавших за “главного” кандидата увеличивалось в разы. Наконец, это в Новокузнецке состоялся прецедент сожжения бюллетеней и всей избирательной документации после того, как под давлением общественников забрезжила надежда на возбуждение уголовного дела по фактам фальсификаций.

Во всех случаях виновники нехороших махинаций отделывались если не легким испугом, то необременительным административным наказанием. Почему?

Этот казус я склонен расценивать как нежелание правоохранительных органов, “государевых людей”, наводить порядок в данной сфере: пресекать, вычищать, наказывать.

Полагаю, сие уже не самодеятельность “особо одаренных” членов УИК и ТИК, это превратилось в политику государства. Государства, которое представлено множеством чиновников разного ранга с конкретными фамилиями, именами и отчествами. Все эти ФИО или значительная их часть, могу предположить, настолько непрофессиональны и трусливы, что видят сохранение за собой насиженных мест только посредством вранья и фальсификаций — при честном подсчете результатов голосования их сменят те, кто более достоин и подготовлен. В случае настоящих выборов Советы у нас преобразятся, и главы, избранные в конкурентной борьбе, будут заботиться об электорате, а не о дающей им прикрытие системе. Еще раз оговорюсь: это мое мнение, сложившееся за долгие годы отслеживания ситуации с выборами.

Однако даже “круговой обороны” в действующей избирательной системе, по-видимому, начинает не хватать, потому и было организовано весьма сомнительное с правовой точки зрения недельное голосование по изменениям Конституции. А теперь этот печальный опыт пытаются перенести на все голосования. Чтобы можно было “нарисовать” любой нужный результат — так это нужно понимать?..

Мы не раз рассказывали о Николае Ташкееве, настойчиво пытавшемся восстановить доверие к выборам посредством привлечения внимания к фактам злоупотреблений и нарушений, фальшивым подсчетам, вбросам и “каруселям”, наказания виновных. Однако восьмилетняя борьба, надо признать, кроме проблем со здоровьем, ничего ему не принесла. “Система своих не сдаёт”, — с горечью говорит Николай Иванович и клянется больше не заниматься восстановлением справедливости.

Последнее дело, которое Николай Ташкеев пытается довести до конца, это привлечение к уголовной ответственности Галины Фоминой, бывшего председателя территориальной избирательной комиссии Кузнецкого района (комиссии, в которую тогда входил и сам Ташкеев) за сожжение в 2018 году избирательной документации.

В начале июня Николай Иванович сообщил нам об очередном, девятом(!), отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Фоминой. “Срок давности по преступлениям небольшой тяжести — два года. Сожжение совершено 8 августа 2018 года. Осталось всего два месяца — и Фомина будет неподсудна”, — сообщил он тогда.

На этой неделе Николай Иванович известил о проведении десятой, наверняка уже последней, проверки по вопиющему факту. Которой, с его слов, по сути никто не занимается. И результат, полагаю, абсолютно понятен. Так же, как и подоплека…

Прецеденты последних месяцев российской действительности — недопущение оппозиционных лидеров до выборов, крайне жесткие приговоры участникам публичных протестных мероприятий, подбрасывание наркотиков с последующим обвинением, усиление цензурирования, прессинга и так далее — не добавляют, я считаю, власти авторитета и говорят о кризисе доверия “низов” к “верхам”.

Есть ли шанс порядочному человеку при таких раскладах закрепиться во власти, не “замазаться” в системе?

Не знаю. Но понимаю и тех, кто выходит на площади за обвиняемого в тяжких преступлениях Сергея Фургала. И тех, кто считает ситуацию безнадежной и призывает “валить из России”. Однако страна у нас одна. И власть в ней — мы. Не все это осознали. Но осознание постепенно приходит.

Сергей Бабиков Новости 24 Июл 2020 года 190 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.