Новости

КраеУгольный вопрос

Введённое странами Запада «угольное эмбарго» начинает сказываться на Кузбассе.
Из-за проблем со сбытом остановлена деятельность углеобогатительной фабрики «Красногорская», расположенной в Прокопьевске. На ООО «ГОФ Красногорская», где работает 206 человек, возникла задолженность по заработной плате.
Об аховой ситуации сообщил заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов: «…Сбыт продукции обогатительной фабрики значительно снизился из-за проблем с реализацией: в направлении портов Дальнего Востока не хватает пропускной способности железных дорог, в западном направлении — эмбарго Евросоюза на российский уголь… Достигнута договоренность о полном погашении перед коллективом долга за июль и выплате части зарплаты за август в течение 10 дней. Учитывая сохраняющиеся сложности со сбытом продукции, собственник планирует консервацию «ГОФ Красногорская». Часть коллектива будет переведена на работу на ГОФ «Прокопьевская», 60 человек останется для фабрики, остальным сотрудникам предложат трудоустройство в строительные организации Прокопьевска и Новокузнецка», — прокомментировал чиновник экономическую и общественно-политическую обстановку на предприятии.
Добавим от себя, что при переброске «западных» объемов угля в дальневосточные порты сбыт становится низкорентабелен, а то и вовсе невыгоден и из-за демпинга, и из-за «неконвертируемого» рубля. Кроме того, санкции бьют по обеспечению производства техникой, комплектующими, расходниками. Хотелось бы ошибиться, но, похоже, ООО «ГОФ Красногорская» лишь «первая ласточка»…
А тем временем в Кузбассе угольщиками предпринимаются усилия по расширению отработки новых запасов. Речь в первую очередь о разрезах. И о противостоящих их засилью гражданах. Если лет 10 — 15 назад, когда расширение площадей под открытую добычу еще не набрало нынешний размах, люди в большинстве своём относились к этому сдержанно, в последние годы наступление на природу и на интересы граждан вызывает заметный протест.
Во вторник в Сосновке прошли общественные слушания, касающиеся разработки угольных месторождений на участках недр «Степановский» и «Степановский глубокий 1». Отметим, что «Степановский» расположен в 1,3 километра от Сосновки и в 7,5 километра от Новокузнецка; взрывы, со слов жителей Куйбышевского района, оттуда доносятся регулярно.
Согласно представленным администрацией Новокузнецкого района информации, расстояние от поселка Гавриловка до предлагаемых к отработке участков составляет 205 и 480 метров; от ближайшего жилья — 280 и 650 метров. От границ поселка Учул — 460 и 780 метров. Чуть более километра до Красинска и Юрьевки. При этом санитарно-защитная зона для таких предприятий должна составлять 1 километр (губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, напомним, высказывался в пользу двухкилометровой санзоны).
Со слов участницы слушаний Марии, мероприятие не оставило людей равнодушными: в администрацию села Сосновка набилось более пятидесяти человек — сколько смог вместить зал. На поданный от одной из активисток список вопросов на нескольких страницах представители предприятия с ходу ответить не смогли, пообещав через пару дней дать обстоятельный аргументированный ответ.
Как отметила Мария, представленная схема не вполне соответствовала заявлениям руководства разреза — на словах угольщики «уходят дальше», но, судя по схеме, границы расширяются в сторону жилья. Итогового решения, с ее слов, принято не было, но граждане выразили неодобрение озвученным планам. Высказались «против».
Повлияет ли общественное мнение на итоговое решение или нет, будет видно позже. В ближайшее время, как дали понять людям, каких-то работ там не планируется. И общественные слушания проведены «на перспективу».
Отмечу, что четыре года назад, в 2018-м, разрезом «Степановский» уже проводились общественные слушания по расширению своей деятельности, тогда они вызвали весьма критическую реакцию граждан. И, по всему, дело застопорилось…
А вот происходящее в районе Апанаса, видимо, заметно нервирует областное руководство. Во вторник заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов раздраженно откликнулся на ситуацию, описанную в нашей публикации «Шлагбаум раздора» (№ 67 от 6 сентября):
«На дороге Листвяги — Апанас, принадлежащей ООО «Сибэнергоуголь», в конце прошлой недели был установлен блокпост. Цель — не пропускать большегрузную технику, принадлежащую ООО «Разрез Апанасовский», и не допускать разрушения дороги. Любой другой транспорт может там проезжать беспрепятственно.
Однако сразу активизировались отдельные персонажи — любители поймать хайп на проблемной теме. К таким гражданам особенно много вопросов. Им, как самым активным, больше всех (и по нескольку раз) объясняли, для чего был установлен этот блокпост. Что поставили его на основании требований жителей в связи с информацией о том, что разрез «Апанасовский» планирует возобновить работу. С помощью шлагбаумов владелец дороги защищает свое имущество от разрушения тяжелой техникой разреза «Апанасовский» и не позволяет завезти ее на разрез, против начала работы которого выступают жители соседних населенных пунктов», — заявил Андрей Анатольевич.
В отношении самого разреза замгубернатора высказался весьма жестко: «Разрез «Апанасовский» уже на протяжении 10 лет не ведет добычу, но продолжает будоражить кузбассовцев. В 2019 году, в связи с многочисленными обращениями от жителей Апанаса, Алексеевки и Ананьино, власти региона поддержали их позицию о том, что «Апанасовский» не должен возобновлять работу. Но нужно понимать, что сегодня разрез на законных основаниях владеет лицензией, выданной федеральным органом власти — Роснедрами. И отозвать эту лицензию могут только они, на определенных, четко прописанных в федеральном законе условиях. К слову, от администрации региона предложение о начале процедуры отзыва лицензии ушло в федеральные органы власти. Сейчас мяч на их стороне. Еще раз обращу внимание — это федеральные права и полномочия, влияние региональных властей на которые не распространяется».
…Версия установки шлагбаума для защиты от проникновения техники на разрез «Апанасовский», конечно, любопытная. Однако местные жители в нее не верят и указывают на то, что на территории данного разреза уже ведутся работы, в том числе с применением тяжелой техники (нам прислали видео с ползающим по горному отводу бульдозером).
Почему же при столь неблагоприятной конъюнктуре и падении спроса на экспортируемый уголь некоторые компании стремятся к расширению деятельности? Дело может быть в особо ценных сортах угля, спрос на который сохраняется и добыча его сулит выгоду даже в нынешних условиях (под Апанасом, в частности, залегает антрацит). Кроме того, угледобыча — процесс долгий и инерционный: со временем всё может измениться, а спрос восстановиться. И кто работает «на перспективу», в этом случае выгадает.
Но если радужные перспективы не сбудутся, ямы с отвалами останутся. Без рекультивации они десятилетиями, если не столетиями, будут покрывать безобразными «шрамами» тело Кузбасса. И эта перспектива представляется куда более вероятной. Увы.

Сергей Бабиков Новости 09 Сен 2022 года 56 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.