Новости

Как же хорошо мы «плохо» жили!

Новокузнечане стали часто жаловаться на цены в магазинах и аптеках.
«Это что такое? Лекарства выросли в цене в два-три раза и больше! — возмущена читательница Зоя Максимовна. — Аллохол еще недавно стоил 50 рублей — сейчас 150! Меновазин был ценой около 30 рублей, теперь сто, причем уменьшился объем. Омепрозол вместо 40 рублей стоит 150, нольпаза — 240 рублей вместо 120-ти. И так практически по всем медикаментам! А что делать тем, кому без лекарств не обойтись? Хроническим больным, например…»
Кому без лекарств не обойтись, не нужно откладывать их покупку до последнего, поскольку высокая цена — это еще полбеды. Гораздо хуже, когда жизненно необходимая микстура или таблетка попросту исчезает из продажи, становится недоступной. Что касается стоимости, прежде чем хвататься за кошелек, желательно выяснить ценовую ситуацию в других аптечных сетях: не исключено, что можно найти медикаменты и по «старым» ценам. Оптимальный вариант для тех, кто дружен с Интернетом, — «электронная справочная», позволяющая сравнить стоимость и дозировку, найти приемлемый вариант.
Подорожание продуктов и лекарств — примета нынешнего времени, «новой реальности», возникшей после начала «спецоперации» 24 февраля, на которую Запад ответил коллективными санкциями.
Процесс, по всей видимости, находится в самом начале. 15 марта мы публиковали сводку Кемеровостата по ценам в Новокузнецке за февраль. Сегодня даем сводку за март. (Смотрите на второй странице газеты.)
Что можно отметить, исходя из средневзвешенных цен, которые любезно предоставили нам органы государственной статистики? В первую очередь, отдающее лукавством сокрытие колонки «Средняя цена за февраль 2022 г., рублей». Дается только «Средняя цена за март 2022 г., рублей» и «Индекс цен, в % к февралю 2022 г.» (раньше всегда указывалась стоимость за предыдущий месяц). Во вторую, рост стоимости на все(!) товарные позиции. Ни удешевления, ни даже сохранения стоимости на уровне февраля нет ни у одного товара. Исключение составляют только услуги транспорта и ЖКХ, зафиксированные регулятором.
Ну что же, смотрим, что и насколько подорожало. Сахар, исчезновение которого в марте все мы ощутили, снова в продаже, но при этом вырос в цене почти на сорок процентов. Стоимость килограмма сахара-песка, как свидетельствует Кемеровостат, составила 90 рублей 54 копейки, рост — 139,7% к прежнему уровню. Тааак… А сколько сахар стоил в феврале? 62 рубля 72 копейки за кило, следует из предыдущей сводки. Разница в стоимости — 27 рублей 82 копейки. Делим 27,82 на 62,72 и получаем… 44,4 процента, а не 39,7%.
Зачем Кемеровостат занижает уровень роста потребительских цен, и имеет ли он право на «мухлёж»? Мы уже разбирались с этим вопросом в феврале («Хватит ли «капусты» на капусту?»). Тогда ведущий специалист-эксперт Ирина Шабалина пояснила, что разница объясняется «заменой объектов наблюдения» и «расширением ценовых котировок». То есть, если под Новый год закрылся магазин или сеть магазинов, торговавшая каким-то товаром дешевле остальных, в декабрьской сводке его цены будут учитываться, а в январской уже нет, и декабрьские цены «скорректируют» в сторону повышения, процент подорожания окажется не таким значительным. Также из торговли могут «вымываться» какие-то товары, и по отношению к ним сравнение, с точки зрения методологии работников статистики, некорректно.
Можно предположить, что и в отношении сахара применен тот же подход. Могли закрыться торговые точки, продававшие относительно недорогие сорта (какой-нибудь, к примеру, сахар «Пролетарский»), или сами эти сорта «выпали» из продажи, будучи замененными дорогими сортами (сахар «Королевский»). С точки зрения государевых людей, сравнивать стоимость «Пролетарского» с «Королевским» нельзя. Но обычный покупатель вынужден брать то, что продается, не придавая особого внимания этикетке. И недоумевает, почему товар, который производится в России и продается россиянам, вздорожал выше всякой меры. Что случилось-то? Где тот вредитель, из-за которого вся эта ерунда творится?
«Кончилась эпоха, — сказал мой корешок, —
Так-то жили «плохо», но как-то хорошо.
Как же хорошо, как же хорошо,
Как же хорошо мы «плохо» жили», —
так поется в «свежей» песне группы «Ленинград».
А вот лук, подорожавший на 46,6%, до 42 рублей 66 копеек за кило, действительно подорожал ровно настолько. Как и неудержимая в этом году капуста, цена на которую в марте «допрыгнула» уже до 96 рублей 04 копеек (141,3 процента к стоимости предыдущего месяца).
Перечислю «лидеров» подорожания в марте — продукты, стоимость которых выросла на 10 процентов и выше (обычно мы отмечаем тех, кто за месяц прибавляет более одного процента, но сейчас масштабы иные). Это, кроме вышеупомянутых сахара, лука и капусты, мороженая рыба, маргарин, гречка, картофель, морковь, яблоки — все эти продукты за месяц подорожали на десять и более процентов. Из непродовольственных — мыло туалетное и хозяйственное, а также стиральный порошок. (Смотрите таблицу на второй странице газеты, там всё подробно и в процентах к стоимости предыдущего месяца.)
Статистика статистикой, а свои глаза у людей тоже есть. Не отказал себе в удовольствии прогуляться вечером в воскресенье по торговому центру одной из известных торговых сетей, пофотографировать ценники. Что и почем предлагается новокузнечанам?
Лосось без головы и хвоста нынче по 1200 (помнится, что-то подобное не так давно продавалось в пределах тысячи рублей за кило). И это еще если у тебя есть карта со скидкой — без нее рыбка «тянет» более полутора тысяч за кило. У меня карта имеется, цены буду приводить более «демократичные», с учетом скидки. 250-граммовая баночка сайры натуральной нынче 200 рублей. Печень трески — и того больше, 250 рублей за баночку существенно меньших размеров (115 граммов). Тушенка из говядины — 325 рублей за консервную банку в 325 граммов. Каждый грамм в баночке, как можно догадаться, стоит один рубль — и грамм мяса, и грамм жира, и грамм жидкости с консервантом.
Докторская колбаса нынче 623 рубля. А вот кусочек вареной колбасы «С телятиной» стоит всего 230 рублей. Глаза не врут! Рука сама тянется к недорогому товару. Но тут включается мозг: «Глаза, а ну-ка, гляньте, это цена за кило или за кусок?» Глаза рассматривают вес товара на ценнике: 350 граммов. Мозг тут же прикидочно умножает указанную стоимость на три — выходит, килограмм колбаски «тянет» на 690 рубликов или чуть меньше. Рука отпускает колбасу и чешет затылок… Еще одна уловка коммерсантов — 99 копеек на ценнике написаны очень мелко, при беглом взгляде не читаются. Реально же ты покупаешь товар на рубль дороже, чем увидели твои глаза.
Десяток яиц, предлагаемых покупателям, от 90 до 111 рублей. Ряженка — 115 целковых за литр, молоко — 105 (на ценнике горделиво красуется указание — «местный производитель»). Сметана в полулитровой стеклянной банке, которую раньше покупал за 123 рубля, нынче 157. Отдай и не греши.
И еще одна деталь обращает на себя внимание — практически на всех ценниках написано «Россия», будь то масло «Экомилк» (370 рублей за 380-граммовый брикетик), сыр Hohland (107 рублей за 140 граммов), наггетсы со стрипсами, заправка Rollton или смесь Knorr.
В общем, берите, что предлагают. Ни в чем себе не отказывайте. Если, конечно, вам есть чем за всё это расплачиваться.

Сергей Бабиков Новости 19 Апр 2022 года 163 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.