Новости

Это бизнес, детка!..

Вчера в Новокузнецке прошла акция протеста против уничтожения городского автотранспорта.

Несколько сотен автобусов в понедельник вышли на городские улицы, “украшенные” траурными черными шариками. Ровно в полдень автобусники печально заклаксонили, напоминая, что через три с половиной месяца им запретят выходить на линию, а новокузнечане лишатся своих привычных маршрутов.

В митинге 1 августа на главной площади Новокузнецка, как мы уже сообщали, предпринимателям отказали. Полдня там в субботу дежурили полицейские с “автозаками”. Но никого не дождались. “Мы законопослушные граждане. Возможно, подадим новое уведомление, с учетом высказанных замечаний, — прокомментировала отказ от митинга исполнительный директор “Лиги перевозчиков” Олеся Теленина. Добавив: — Мы оставляем за собой право на проведение акций протеста. Ближайшую наметили на понедельник, 3 августа”. Как выяснилось вчера, форма ее — шарики и клаксоны.

Контуры “транспортной революции” Новокузнецка всё ощутимее. Как мы уже сообщали, проведены аукционы на пассажироперевозки на гигантские суммы (22,2 миллиарда в общей сложности). Главный победитель — ООО “Питеравто” (81,9% объема автоперевозок). Вместе со второй выигравшей крупный аукцион компанией, ООО “Кузбассэкотранс”, питерцы получают 99,6 процента всего рынка пассажирских перевозок в нашем городе. Менее полупроцента отошло двум индивидуальным предпринимателям из Новокузнецка. Это бизнес, детка!..

Для действующего в настоящее время городского транспорта — ни частного, ни муниципального — места в “нарисованной” чиновниками схеме не оказалось. Условия проведения аукционов, утвержденные в мэрии, не позволили новокузнечанам на что-то рассчитывать.

Нет ли в том коррупционного расчета? Не берусь судить. Возможно, ответ даст реакция на обращение предпринимателей в Генеральную прокуратуру. Во всяком случае, результат в виде уничтожения городского автотранспорта очень странный. И ведь никто не собирается уйти в отставку. Наоборот, на Кирова, 71, делают вид, что всё идет очень здорово и позитивно.

Попробуем разобраться, что нам предлагают вместо сегодняшней худо-бедно работающей схемы пассажироперевозок. Внедряемая система “брутто-контракта” возвращает нас в доперестроечные времена, с той разницей, что тогда речь шла о миллионах, а сейчас о миллиардах, к тому же выгодополучатель “прописан” не в Новокузнецке, а совсем в другом регионе.

Если говорить по-простому, организатором бизнеса при “брутто-контракте” выступает муниципалитет. Он определяет маршрутную сеть и поставщиков услуг — перевозчиков, — которым гарантирует оплату по многомиллиардным контрактам, причем в течение десяти лет, вплоть до 2030-го включительно! Все же собираемые с пассажиров деньги (выручка на линии), а также субсидия социальных служб идут напрямую в бюджет. А уже оттуда выплачиваются транспортникам.

Это как в задачке про бассейн с трубами, по которым втекает и вытекает вода (в нашем случае — деньги). С “вытеканием” денег более-менее ясно. От 2 до 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Подписал контракт — будь добр отдать. Независимо от того, сколько пассажиров проехало и расплатилось, независимо от того, сколько привез выручки или, наоборот, убытков конкретный автобус или конкретный маршрут.

Ну, а сколько “втечёт” денежек? Непонятно… Видимо, в целях повышения дохода чиновники перекроили транспортную сеть Новокузнецка, ликвидировав сорок(!) востребованных новокузнечанами маршрутов. Это, по задумке специалистов муниципалитета, должно благотворно повлиять на заполняемость оставшихся маршрутов. Не исключен вариант “штурмов” автобусов (как было в 80-х — начале 90-х, когда частный бизнес еще не разгрузил напряженные маршруты). Вирусы и бациллы должны быть довольны…

Впрочем, сейчас иное время, и пассажир на отсутствие удобного автобуса может отреагировать иначе: поехать на своем автомобиле, подсесть в салон к знакомому, вызвать такси. И расчетная прибыль с реальностью не сойдется.

Что будет делать бюджет, если из второй трубы в него “втечет” меньше денег, чем “вытечет” из первой? Будет вынужден гасить дефицит за счет средств налогоплательщиков. Нас, новокузнечан. Впрочем, есть еще вариант повышения прибыльности пассажироперевозок посредством увеличения размера оплаты проезда. Транспортный тариф, как известно, нынче находится в компетенции Региональной энергокомиссии, но на просьбу мэрии, если она поступит, там должны откликнуться.

Однако, как сообщил на недавнем совещании первый заместитель главы города Евгений Бедарев, очень сильно тариф не вырастет, потому что “этот вопрос политический”. Не исключил Евгений Александрович и дополнительных убытков для муниципального бюджета, но усомнился, что такие убытки могут быть многомиллиардными. За минувший год, со слов Бедарева, дотации двум пассажирским автопредприятиям (ОАО “ПАТП-1” и ОАО “ПАТП-2”) составили порядка 370 миллионов рублей.

Может, всё не так уж и страшно? Всё просчитано, проверено, обосновано? А в городской администрации сидят такие умники и умницы, которым в целях транспортного эксперимента не страшно доверить бюджетные миллиарды?

Тогда пусть ответят, как они умудрились, вкачивая ежегодно в муниципальный автотранспорт по трети миллиарда рублей и более, довести его до полного уничтожения. Та же песня с Муниципальным трамвайно-троллейбусным предприятием, в отношении которого в 2018 году была введена процедура наблюдения в рамках банкротного процесса.

Да вообще покажите мне хоть одно успешно действующее муниципальное предприятие Новокузнецка! МП “Сибирская сбытовая компания” накопило 2,6 миллиарда рублей долгов и банкротится уже не первый год. (А до МП “ССК” было МП “ГТК”, которое также пришло к банкротству, но несколько раньше.) В настоящее время контролирующим МП “ССК” лицам “светит” субсидиарная ответственность. То есть расчет с кредиторами по всем обязательствам, которые останутся непогашенными после продажи имущества. Одно из лиц, к слову, — КУМИ администрации Новокузнецка. На кого упадут убытки после завершения банкротства, догадываетесь?..

Центральная ТЭЦ под контролем муниципалитета в разной степени (в том числе и в форме МКП “Центральная ТЭЦ”) утонула достаточно глубоко, хочется надеяться, не безнадежно… Убыточно МП “Городской коммунальный сервис”, бани дышат на ладан, автостоянки не оправдывают ожиданий. Множество муниципальных предприятий уже давно разорились и прекратили свое существование. Всех и не упомнишь. Кто за это наказан, кто ответил рублем?.. И почему стоит думать, что сейчас будет по-другому? Бизнес — штука жестокая. Но почему-то не в этом случае. Ответчики почему-то не чиновники, а мы с вами, горожане.

Но одно дело — мелкое МП или МКП и совсем другое — бизнес на 22 миллиарда рублей, с ответственностью, лежащей на муниципальном бюджете (доходы бюджета — это наши с вами налоги, позволю себе напомнить!). Предельный объем муниципального долга между тем постоянно растет и в 2019 году превысил 5 миллиардов рублей, на “обслуживание кредитных обязательств” ежегодно выделяется изрядная сумма. В этой ли ситуации отказываться от услуг пассажирских автопредприятий и тем более от частников, которые из городского бюджета вообще ни копейки не берут?

Новые автобусы на городских маршрутах — это, конечно, здорово. Но не слишком ли высокой ценой?

…До ликвидации городского автотранспорта и перехода на новую транспортную схему в Новокузнецке остается 105 дней. 18 ноября всё изменится.

Сергей Бабиков Новости 04 Авг 2020 года 185 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.