Новости

COVID-19. Работа над ошибками

Вот уже около месяца все мы находимся в ситуации пандемии, ограничений и самоизоляции.

С 30 марта началась в России череда “нерабочих недель”, без введения режима ЧС и официального карантина, но с запретом деятельности множества предприятий, воспрещением продажи товаров не первой необходимости и прочими ограничениями.

Во вторник, 28 апреля, стало известно об очередном продлении — до 11 мая включительно — малопонятного, не прописанного ни в Конституции, ни в Трудовом кодексе правового режима…

А вот начнет ли страна после 12 мая выходить из затяжных ограничений — пока большой вопрос. Ситуация, скажем прямо, аховая. Если не затормозить ее развитие, не переломить тенденцию, не добиться снижения числа зараженных, то гражданам придется еще долго и печально “самоизолироваться”, в лучшем случае. Или, в худшем варианте, бороться за жизнь в переполненных лечебницах.

Наблюдая в начале апреля бесконечные теледебаты с доминировавшей тогда идеей: “Мы не Китай и не Иран, мы хорошо подготовились и потому в России ситуация на два порядка лучше”, хотелось крикнуть в заэкранное пространство: “Помолчали бы лучше, умники! Хорошо смеется тот, кто смеется последним”. Поскольку тогда процесс был в самом начале, и это очевидно было даже дилетантам.

Сегодня уже никому не смешно. Россия по числу зараженных (более 93 тысяч на вчерашнее утро) “переплюнула” и Китай, и Иран, впереди Турция… Мы, бывшие месяц назад в третьем-четвертом десятках, сейчас вышли на восьмое место в мире, каждый день в стране фиксируется 5 — 6 тысяч новых зараженных, десятки погибших. “Чистых” регионов в России не осталось вовсе, везде есть свои заболевшие.

Немного успокаивает то, что по соотношению умерших к выздоровевшим (примерно 1 к 10) Россия пока смотрится относительно неплохо. Но опять же нужно сделать скидку на точность статистики и учесть, что “цыплят по осени считают”. Не будем покуда спешить с выводами…

В Кузбассе на вчерашнее утро выявлено 126 заразившихся (прирост за сутки — 12 человек), 11 человек выздоровели, двое, увы, погибли. В Новокузнецке в общей сложности выявлено 26 зараженных, трое вылечились.

Введенный губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым в марте режим “Повышенная готовность” несколько раз корректировался, то с усилением по отдельным позициям, то с ослаблением для некоторых сфер. В ближайшие дни следует ожидать принципиального устрожения административных ограничений: как объявил глава региона, с 5 мая начнется поэтапное введение электронных пропусков.

Месяц с начала введения “режима самоизоляции” и два месяца с момента массового наступления вируса SARS-CoV-2 на нашу страну — время достаточное для некоего анализа, “работы над ошибками”. Что видится к исходу апреля?

Очевиден ряд упущений действующих властей. Первое, “кричащее”: допущен фатальный дефицит средств индивидуальной защиты, тех самых одноразовых медицинских масок, что должны быть в изобилии в каждой аптеке. Но они пропали не вчера, а в первых числах марта (мы об этом много раз писали) и отсутствуют до сих пор! Спорадические появления этого товара в отдельных аптеках общей картины не меняют. Справочная сеть показывает: масок нет. Полагаю, проблема как в неспособности управлять данной сферой производства в стрессовых условиях, так и слепая надежда на то, что кормилец-Китай всех всем обеспечит. Но Китай в первые месяцы этого года сам попал в патовую ситуацию, превратившись в крупнейшего в мире потребителя медицинских масок и сократив собственное производство по причине того же COVID-а…

Сегодня все рекомендации перемещаться в транспорте, делать покупки в магазинах и аптеках исключительно в медицинских масках, разбиваются о довод: “А где я эту маску возьму?!”, на который нечего ответить. Вялый аргумент “Сшейте сами из марли” не выдерживает критики: маски шьются из особого материала и по специальной технологии.

Кто знает, насколько меньше было бы в России зараженных, если бы медицинские маски (гарантии они, конечно, не дают, но все же способствуют защите человека от заражения) были доступны в марте, в апреле и на данный момент…

Второй момент — непродуманность понятийного аппарата. На мой взгляд, следовало бы изначально четко определить “вирусный статус” гражданина, в соответствии с которым его права на период пандемии могут быть ограничены. Ведь есть люди, у которых выявлен SARS-CoV-2, но они, не будучи больными (заражение проходит бессимптомно или с легким недомоганием), находятся дома, в отличие от тех, кто с осложнениями пребывает в медицинских учреждениях. Есть те, кто контактировал с зараженными, могут быть носителями вируса, но могут ими и не являться. Есть вернувшиеся из стран или регионов с неблагоприятной эпидситуацией. Есть те, кто общался с теми, кто общался с носителем вируса, они могут быть заражены, но могут и не быть… А есть простые люди, которые никак не были связаны с носителями, но которым также предписана “самоизоляция”, наравне с первыми, вторыми, третьими и прочими.

Не определен правовой и даже понятийный статус каждой из этих групп, степень ограничений для них. Всё мешается в кучу под соусом “самоизоляции” и грозными карами за нарушение режима. Многие новокузнечане просто боятся выйти на улицу или поехать на дачу, “чтобы не нарушить самоизоляцию и чтобы не оштрафовали”. Долгие самоограничения и психоз провоцируют хронические болезни, запои и безумные выходки вроде разбивания лопатой стекол в автобусах с криком “Коронавирус не пройдет!”…

Людям нужно понимать, что им можно, а что нет. Где опасность заразиться, где риск заразить других, где запрет, подкрепленный наказанием, а где рекомендация.

Третий момент — бюрократическая бестолковщина. К которой я отношу недавнее врубание сирен по всему городу, заставлявшее новокузнечан вместо комфортной самоизоляции нервничать и выходить на улицу (слава богу, через три дня такой практики городские власти от нее отказались).

Нелепым видится и введенное в марте ограничение движения пассажирского транспорта (чем меньше автобусов, троллейбусов и трамваев, тем теснее в их салонах и тем выше риск заразиться). Напротив, местным властям следовало бы обеспечить выпуск транспортных единиц по максимуму. И, конечно, отказаться от убийственной идеи сокращения в 2020 году числа маршрутов и числа работающих на них транспортных единиц… Если чиновники не могут исполнять свои обязанности иначе, нежели подвергая опасности здоровье пассажиров, этим чиновникам, полагаю, следовало бы поменять сферу деятельности.

Еще одна глупость, на мой взгляд, — это введенный запрет посещения парков и скверов. На свежем воздухе, в экологически чистых (насколько это возможно в городской черте) зонах риск заражения значительно ниже, чем в закрытых помещениях — в магазинах с аптеками или в салоне автобуса. Другое дело, что ни в каком из публичных мест (а также в квартире) не стоит собираться тесными компаниями, плотно общаться и дышать в лицо друг другу. Об угрозе просто следует помнить. Как и о том, что ты ответственен не только за себя: заболев, ты подвергаешь опасности и своих близких, и тех, с кем общаются они.

Впереди май — месяц, который даст ответ на вопрос, как наша страна, наш регион и наш город переживут пандемию. Будем же благоразумны и оптимистичны. И непременно — здоровы!

Когда верстался номер, появилась информация, что в России за последние сутки выявлен ещё 5841 случай заражения коронавирусом. Общее число заболевших на 29 апреля составляет 99399 человек.

 

Сергей Бабиков Новости 30 Апр 2020 года 223 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.