Новости

Антиантикоррупция

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила «ввести мораторий на закон о госзакупках».
Валентина Ивановна попросила перестать «цепляться за какие-то догмы» с учетом «новой реальности» и предложила ввести мораторий, чтобы «дать возможность быстро осваивать средства». По ее мнению, в России стоит ввести мораторий на закон о госзакупках до конца «специальной военной операции на Украине». Матвиенко поручила вице-спикеру Совфеда Николаю Журавлеву в течение недели подготовить соответствующее предложение, «что позволит регионам ускорить принятие решений о строительстве инфраструктурных, социальных и иных объектов».
Речь об известном 44-м Федеральном законе, рамками которого определен порядок осуществления практически всех крупных аукционов и конкурсов на поставку государственным и муниципальным структурам товаров и услуг, необходимых для осуществления деятельности. Официально — «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Речь о многомиллионных и многомиллиардных контрактах, в борьбе за которые подрядчики и поставщики подчас яростно конкурируют между собой, что позволяет снизить стоимость контрактов и более требовательно подходить к качеству услуг и срокам их предоставления, к характеристикам и номенклатуре поставляемой продукции.
Происходит так, как задумывалось главным «антикоррупционным» законом, конечно, далеко не всегда. Зачастую условия конкурса пишутся «под конкретного поставщика», в результате чего конкуренты отсекаются, а побеждает «тот, кто надо». Но в этом случае проигравшие нередко обращаются в Федеральную антимонопольную службу и оспаривают как условия проведения конкурса, так и его результат, скандалы доносятся до общественности. Такой исход, в свою очередь, вынуждает чиновников не слишком-то «беспредельничать».
С другой стороны, открытость данной информации на портале «ЕИС Закупки» (чаще его называют «Госзакупки») позволяет журналистам и просто неравнодушным гражданам следить за расходами госструктур и крупных предприятий. А в случае несуразно высоких трат «поднимать шум», что, в свою очередь, удерживает «распределителей благ» от всяческих соблазнов.
Ну вот «навскидку» посмотрим, что прямо сейчас закупает (или пытается закупить) администрация Новокузнецка по 44-ФЗ.
«ЕИС Закупки» сообщает нам о том, что буквально вчера, 2 февраля, завершено определение исполнителя услуги по обустройству улично-дорожной сети Новокузнецка линиями наружного освещения на сумму 139 миллионов 885 тысяч рублей. Согласно протоколу, подана всего одна заявка (ее автор не называется), она признана соответствующей условиям и «победила». Однако исполнение контракта приостановлено в связи с жалобой в ФАС от ООО «Энергосервис» на условия проведения. Жалоба рассматривается.
1 февраля администрацией Новокузнецка размещена заявка на выполнение работ по сносу шести многоквартирных домов в Орджоникидзевском районе на улицах Мурманской, Зыряновской и других стоимостью 10 миллионов рублей.
31 января подана заявка на сумму в 450 миллионов рублей на «оказание услуг по планировке и профилированию дорог сектора ИЖЗ для обеспечения движения транспорта на территории Новоильинского района города Новокузнецка». В тот же день было отменено в связи с жалобой определение поставщика на выполнение работ по содержанию муниципальной собственности, стоимость услуг указана в сумме 325,9 миллиона рублей. Жалоба признана «частично обоснованной», выдано предписание ФАС.
30 января размещена конкурсная документация на «выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по объекту: «Строительство централизованной сети водоснабжения микрорайона «Прибрежный» Орджоникидзевского района г. Новокузнецка. 1 очередь» на 8,75 миллиона рублей… В тот же день мэрия Новокузнецка в лице УДКХиБ сообщила о потребности в «оказании услуг на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», начальная цена — 24,7 миллиона рублей.
«Закон суров, но он закон»: фраза, приписываемая Марку Туллию Цицерону, говорит о том, что каким бы суровым, несправедливым или попросту нелепым ни казался закон, его надлежит всем соблюдать. Однако фразу можно прочесть и чуть по-другому: закон должен оставаться законом — неизменным и бескомпромиссным, не подверженным прихотям и веяниям, не подстраивающимся под конъюнктуру и потребности властей. Но недаром в России издавна говорят: «Закон, что дышло: куда повернёшь, туда и вышло».
Еще минувшим летом газета «Коммерсант» писала, что часть сведений о госзакупках оказалась изъята из доступа «в связи с санкциями против России», что помешало анализу со стороны Минфина. Ведомство планировало вернуть эти данные в закрытый контур системы мониторинга с апреля 2023 года. Но, судя по всему, не вернет.
Заявление Матвиенко, весьма высокопоставленного российского чиновника, сделано не случайно. Конечно, оно еще не означает безусловного отказа от федерального закона о госзакупках, но делает такой отказ весьма вероятным.
И к тому же прекрасно вписывается в линию на сворачивание борьбы с коррупцией в стране, некогда официально считавшей коррупцию одной из главнейших проблем, мешающих ее развитию. И не стоит ссылаться на временный характер отказа от 44-го закона, на то, что отказ будет длиться лишь до конца «специальной военной операции на Украине».
А кто сказал, что этот конец наступит?
Чиновничество, которому данный закон не дает как следует развернуться, будет кровно заинтересовано в том, чтобы СВО длилась как можно дольше. Ведь «кому война, а кому мать родна» — не мною сказано, народная мудрость, между прочим.
Засекречивание информации о расходах государственных и муниципальных структур, а также должностных лиц и депутатского корпуса может свидетельствовать о воспрепятствовании деятельности журналистов и общественников, расследующих коррупционные деяния. Появление в публичном пространстве такой информации часто оказывается слишком болезненным для властных страт.
В Совете Федерации на днях одобрили закон, предусматривающий публикацию с 1 марта 2023 года деклараций о доходах и расходах депутатов и сенаторов без их персональных данных, в обобщенном виде «средней температуры по больнице». Естественно, из самых благих намерений: это, как объясняется, «призвано обезопасить личные данные политиков от злоумышленников на фоне санкционных ограничений». К тому же эта мера «является временной». Ну-ну…
И «на сладкое»: Центральный райсуд города Кемерова, продлив до 15 февраля срок ограничений в отношении экс-главы правительства Кузбасса Вячеслава Телегина, который обвиняется в мошенничестве, не только не заменил домашний арест на содержание в СИЗО, на чем настаивали следствие и прокуратура, но и смягчил ограничения.
По ходатайству защиты дополнен список близких родственников обвиняемого, тем самым ему разрешено общение с ними, а также Телегину разрешен беспрепятственный выход за пределы жилого дома, определенного как место домашнего ареста, «на непосредственно прилегающую к нему территорию».
Очень рад за Вячеслава Николаевича.

Сергей Бабиков Новости 03 Фев 2023 года 148 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.