Культура

Вдохновение приходит само

069_03_2012.jpg Этот город без названия в темно-синих и фиолетовых тонах с белеющей церковью в центре, увиденный с высоты птичьего полета, так и тянет к себе. Он кажется богатым фантастическими историями.

Холст еще не дописан, но я не могу оторвать от него глаз. Работа называется “Старый город”.

— Это не какой-то конкретный город. Это образ города. Я хочу сделать серию, — объясняет мне автор, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств и, смею думать, мой товарищ Николай Ротко.

К нему в мастерскую можно приходить каждую неделю и каждый раз видеть перед собой новую, еще не завершенную или только что начатую картину. У меня давно создалось впечатление, что он пишет без выходных — без проходных. Но так получилось, что я не была у него около года. Месяц назад позвонил.

— Ты куда исчезла? — спрашивает.

— А у тебя что-нибудь интересное есть?

— Да что может быть интересного? Я на пенсии. Все, — сказал как отрубил.

На пенсии Ротко лет семь, и вообще художники работают, пока кисточку в руках могут держать. Ну и пока голова соображает. А вдохновение — слово не из лексикона творческих людей. Встаешь к мольберту и пишешь, а нужное состояние души, как аппетит во время еды, приходит.

Когда я пришла к Николаю, он выставил передо мной пять больших готовых холстов. Все удивительно разные. На стене над диваном висели еще два новых. Натюрморт реалистический. Натюрморт беспредметной живописи, то есть образ цветов. Букет угадывается. На одном в ряд парусники. Доминанта голубого, синего.

“Марсель”, — почему-то подумалось, хотя во Франции я не была. Пейзаж солнечный, и кажется, что свежий морской ветер чувствуешь. Николай умеет передать атмосферу.

На стене какой-то поселок. Деревянные домики жмутся друг к другу.

— Это с натуры или это сочинение? — спрашиваю.

— Сочинение, — отвечает Ротко.

В его картинах, и абстрактных и реалистических, есть мощный душевный огонь, внутреннее напряжение. Темперамент ли это или мастерство, высокая техника, не знаю. Но именно этой внутренней мощью его живопись привлекает в первую очередь.

И нередко какой-то таинственностью, загадкой притягивает к себе, как этот не дописанный еще “Старый город”. Когда Российская академия выпустила последний справочник рейтингов — это внушительных размеров том, в котором профессиональные художники России, включая такие имена, как Репин и Левитан, а также сегодня работающие на всей территории страны, Ротко, единственный в Кузбассе и один из немногих в Сибири, получил цифру 3. Это очень высокий рейтинг, если учесть, что первые две цифры отнесли к нашим классикам XIX и начала ХХ века.

Николай Алексеевич, конечно, художник по достоинству титулованный. У него много персональных выставок, была даже передвижная, с которой он проехал до Владивостока, была выставка в Англии. Сейчас он начал готовиться к выставке юбилейной, за три года до своего семидесятилетия. Хочет сделать ее на несколько залов.

— Хочу сам на свои работы посмотреть. В выставочных залах они ведь иначе смотрятся, чем в мастерской, — признается он.

— Почему-то мы привыкли привязываться к круглым датам. Это же такая условность, - говорю ему.

— Да как напишу задуманный цикл, так и выставку сделаю, - соглашается Николай.

Это счастье, наверное, что у нас в городе есть такой художник, как Николай Ротко.

Ольга Бачурина (фото)

Татьяна Тюрина Культура 21 Июн 2012 года 1483 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.