Всего полпроцента
Банк России снизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов — до 16,5% годовых.
Такое решение предполагалось и ожидалось, с этими прогнозами в прошедшем месяце выступали разные эксперты финансового и экономического блока. Разве что в оценке размера снижения специалисты расходились — чаще всего допускали, что Совет директоров Банка России снизит ключевую ставку на один процент, как в прошлый раз. Однако решение было другим — всего полпроцента.
Председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, комментируя принятое решение, рассказала, что в целом ситуация развивается “в рамках нашего прогноза”: денежно-кредитные условия остаются жесткими, что создает предпосылки для снижения инфляции. Потому и было решено продолжить смягчение своей политики. “В то же время с прошлого заседания реализовались существенные инфляционные риски, — уточнила глава Банка России. — Это прежде всего увеличение дефицита бюджета в этом году и рост стоимости моторного топлива”.
Говоря об инфляции в сентябре, Эльвира Набиуллина сообщила, что текущие темпы роста цен ускорились. И прежде всего это связано с динамикой цен на бензин и овощи: “Напомню, что летом отмечалось нетипично раннее и сильное сезонное удешевление плодоовощной продукции. Осенью эти цены раньше, чем обычно, вернулись к росту. Изменение сезонности в ценах на овощи и напряженность на топливном рынке — временные факторы, которые привели к ускорению текущих темпов роста цен”. При этом было отмечено, что устойчивые показатели инфляции все ещё выше 4% (цели, к которой стремится Банк России), и выраженной тенденции к её снижению нет.
Высокими остаются инфляционные ожидания. Ценовые ожидания предприятий в октябре даже выросли — и прежде всего в торговле: компании объясняют повышение своих оценок в том числе предстоящим увеличением налогов. “В обновленном прогнозе оценка инфляции в следующем году повышена до 4 — 5%, — сказала Эльвира Набиуллина. — Этот пересмотр вызван временными проинфляционными факторами, включая ситуацию на топливном рынке, повышение налогов, а также индексацию коммунальных тарифов более высокими темпами. По нашей оценке, перенос этих факторов в цены продлится до середины следующего года. Устойчивая инфляция достигнет 4% во втором полугодии 2026 года. В 2027 году и далее годовая инфляция будет оставаться на цели”.
В третьем квартале года замедлился рост экономики. При этом некоторые отрасли продолжают уверенный рост — фармацевтика, пищевая промышленность, общепит и туристические услуги. А есть отрасли, где происходит сокращение производства, — например, металлургия и добыча угля. “Ситуация в них связана не столько с эффектами жесткой денежно-кредитной политики, сколько с ухудшением внешней конъюнктуры и снижением экспортных возможностей. В целом лучше себя чувствуют те отрасли, которые в большей степени ориентированы на внутренний спрос”, — отметила председатель Банка России.
Несколько ускорился рост потребительского спроса. Отчасти это было связано с тем, что люди покупали больше автомобилей перед повышением утилизационного сбора. А инвестиционный спрос “остается на высоком достигнутом уровне”, на что указывают опросные данные предприятий. Хотя и здесь ситуация также неоднородна по отраслям и компаниям.
“Экономика постепенно выходит из состояния сильного перегрева прошлого года, — сказала Эльвира Набиуллина. — Это происходит за счет более сдержанной по сравнению с прошлым годом динамики спроса при продолжающемся росте производственных возможностей компаний. Однако есть индикаторы, которые указывают на то, что этот процесс все еще не завершен. Прежде всего это показатели жесткости рынка труда, включая исторически низкие уровни безработицы и опережающие производительность темпы роста зарплат. Тем не менее мы фиксируем отдельные признаки снижения напряженности на рынке труда.
При принятии решений по ключевой ставке мы традиционно уделяем внимание обсуждению финансовой устойчивости компаний. Наблюдается снижение их прибыли, неравномерное по секторам, но в целом положение компаний остается стабильным. Наши территориальные учреждения регулярно опрашивают около 15 тысяч предприятий по всей стране. Мы видим, что происходит ухудшение положения малого и среднего бизнеса. Этот сектор наиболее уязвим к охлаждению спроса, повышению налогов и высоким ставкам. Мы учитываем ситуацию в реальном секторе при принятии решений по ключевой ставке.
Экономика, по нашим оценкам, в первом полугодии следующего года выйдет из состояния перегрева. С учетом ее фактической динамики мы снизили прогноз по росту ВВП на этот год до 0,5 — 1%. В следующие годы рост ВВП ускорится”.
Баланс рисков по-прежнему смещен в сторону проинфляционных — активизация кредитования темпами, превосходящими прогнозные, рост дефицита кадров. А также профицит на мировом рынке нефти может существенно влиять на цены, а для России ситуация будет дополнительно осложняться санкциями.
“Сохраняются риски со стороны инфляционных ожиданий. Есть неопределенность относительно того, в какой мере рост цен на бензин, повышенные темпы индексации тарифов ЖКХ и увеличение налогов транслируются в ожидания. Хотя это все разовые факторы роста цен, в случае если они приведут к дополнительному увеличению инфляционных ожиданий, вторичные эффекты для инфляции будут усиливаться”, — напомнила Эльвира Набиуллина.
Резюмируя, глава Банка России сообщила, что в последние месяцы появились новые факторы, которые будут оказывать существенное влияние на инфляцию в ближайшие кварталы. И подстройка к ним предприятий, рынков и экономики в целом займет время: “Баланс факторов пока складывается таким образом, что для устойчивого достижения цели по инфляции нам потребуется более высокая траектория ключевой ставки, чем ожидалось. В обновленном прогнозе мы повысили диапазон ставки на следующий год до 13 — 15%, что даст нам возможность достичь цели по инфляции в 4% и удержать ее на этом уровне в дальнейшем”.