Экономика

Теория и практика относительности, или Новогодние размышления-2

“Ситуация действительно немного улучшилась, но лишь по отдельным секторам. В целом кредитование экономики демонстрирует неустойчивую динамику” (из послания Президента России В.В. Путина Федеральному собранию).
В самом конце уже ушедшего года многие из нас смотрели и слушали послание Федеральному собранию и пресс-конференцию В.В. Путина. У всех нас свои разнообразные интересы, каждый мог найти в официальных материалах этих событий подтверждение своих взглядов или укрепление сомнений. 
Не найдя время услышать все в прямом эфире, чуть позже как лицо заинтересованное я изучил документарные печатные формы этих событий, обращая внимание, естественно, на экономику и финансы. Меня интересовала оценка ситуации в области собственной профессиональной сферы деятельности, полнота видения масштабов происходящего, оценка, прогнозы. Практически и теоретически, большой интерес представляет понятие “Устойчивость”. В небольшом, четырехстраничном фрагменте изученного мной текста послания президента, этот термин встретился целых семь (!) раз. Неплохо, возможно, что мы с Президентом России оперируем схожими категориями при анализе ситуации в экономике. 
Устойчивость, согласно одному из определений Общей Теории Систем, есть “способность системы сохранять равновесие, противостоять внешним воздействиям за счет создания внутренних механизмов его поддержания”. 
 Внешние воздействия известны и много лет принципиально неизменны, их не обошел вниманием и Президент России. Стоит лишь открыть любой новостной портал, чтобы их увидеть:
• “Партнерские” отношения с США и Евросоюзом.
• Цены на энергоносители.
• Мировой экономический кризис и еще с десяток регулярно повторяющихся пунктов.
Ограничусь этими тремя, предложив иной взгляд на эти же тезисы.
• “Плохо иметь англосакса врагом, но не дай бог иметь его другом” (С). 
• Впав в эйфорию в начале 2000-х от идеи “энергетической сверхдержавы”, безответственные политики не желали думать о том, что цены на сырье не могут всегда быть стабильно высокими и растущими.
• Для кого-то зима в Сибири приходит “неожиданно” в ноябре, но “реформаторам”, мнящим себя мегаэкономистами надо хотя бы прочитать “Капитал” Маркса и т.п., знать и про “волны Кондратьева”. 
Мы стремились к тому, чтобы у нас все было, “как у них, на Западе”?
Мы доверили свое будущее перекрасившимся в “реформаторы” стозевным болтунам-функционерам от КПСС и ВЛКСМ?
Мы поверили, что сможем безбедно существовать, продавая лишь энергоносители?
Мы продали контрольные пакеты акций системообразующих предприятий “квалифицированным” инвесторам?
Тогда следует принять как следствие, что наша культура, экология, образование и прочие “непрофильные активы” им “до лампочки” и никакие громогласные договоры о “социальном партнерстве” ситуацию не изменят.
Так, в чем здесь теория относительности?
А в том, что у любого явления обязательно есть и обратная сторона, со временем “плюсы” оборачиваются “минусами”. Это, как летний дождь, который радует и взращивает после жары, но не прекратившись в меру, оборачивается потопом. Кредиты помогают многим, если берутся кратковременно и дозированно, с пониманием того, что они должны быть возвращены в конкретные сроки. А вот “кредитная пирамида” похоронит кого угодно, причем очень быстро. Достаточно лишь два-три года безответственности и очковтирательства — и вот уже дозрело поле деятельности для внешних управляющих. За четверть века работы в финансовой системе примеров тому встретилась масса.
Любые социальные программы, невзирая на их благие цели, обернутся крахом и более существенными социальными потрясениями, если они не подкреплены реальными источникам финансирования. Источники финансирования социальных программ есть только в реальной экономике, а вот благотворительная помощь на зарубежные гастроли детскому театру (благое дело!) или социальные проездные заслуженным соотечественникам на проезд в городском транспорте (не менее достойное дело!) не могут оплачиваться за счет кредитов, источники возврата которых призрачны…
Эффективно управлять можно лишь тем процессом, параметры которого можно измерить. Но многочисленные “эффективные менеджеры” полагают возможным и правильным получать многомиллионные бонусы при хронических убытках руководимых предприятий, еще и пользуясь бюджетными дотациями. Тариф на утилизацию отходов устанавливается с квадратного метра площади проживания, перевозка пассажиров измеряется машино-часами, а доступность кредитов “повышается” ужесточением требований к их выдаче. Да мало ли подобного? 
Теория нам говорит, что централизация бюджетных средств в Москве и региональных “столицах” есть зло, так как лишает всю остальную Россию стимулов самостоятельного зарабатывания, чем только и способно жить любое государство. А практика показывает, что эта централизация есть благо, поскольку ограничивает возможности бесконтрольных трат “бюджетоосвоителей” всех уровней.
Теория и наш президент, с подачи своих экономических консультантов, порадовал нас, что: “В текущем году отечественные банки восстановили свою рентабельность. Прибыль этого сектора экономики за 10 месяцев прошлого года составила 193 миллиарда рублей, а за тот же период этого года уже 714 миллиардов рублей. Рост почти в четыре раза”. А практика малодушно сомневается, сокращая численность сотрудников на предприятиях и показывая убытки от своей деятельности в отчетности. 
Автор этой заметки, всецело доверяя официальной статистике Банка России, тоже считает себя практиком. Еще до роста прибыли банковского сектора в 2016 году “почти в четыре раза” (в 3,7 раза, если уж быть точным), взятая за точку сопоставления прибыль 10 месяцев 2015 года, сократилась к таким же периодам 2012 — 2014 годов в 3,8 — 4,3 раза. “Цыплят”, окончательный финансовый результат итогов работы российских банков в 2017 году, посчитаем в феврале, как раз в преддверии года Петуха. Будут ли основания для обоснованного оптимизма? Скоро увидим. 
И опять в голову приходят аналогии между экономикой и человеческим организмом, здоровье которого характеризуется не одной лишь температурой тела, а комплексом показателей. Контролируя температуру тела, хорошо бы не проглядеть латентно протекающее заболевание… Эти показатели “банковского здоровья” хорошо известны Банку России, и было бы полезно и уровень финансовой грамотности спичрайтеров нашего президента повысить в этой части. 
Как показывает общая и персональная практика, оптимисты в современной экономике долго не живут. Желаю всем нам, стране и родному городу, быть реалистами. Чем раньше поставлен экономический диагноз, чем раньше начато лечение, тем более высоки шансы на излечение. Будем здоровы!
Юрий Буланов,
кандидат
экономических наук,
председатель Правления
АО “Кузнецкбизнесбанк”.
Юрий Буланов, Экономика 05 Янв 2017 года 2928 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.