
Самозанятость вызывает тревогу
По информации Федеральной налоговой службы, в России уже 10 миллионов самозанятых. Такой бурный рост желающих «работать на себя» связан не только со специальным налоговым режимом (физические лица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим, могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке — 4 или 6%). Эксперты считают, что увеличение числа граждан, оформивших «самозанятость», может нести в себе вред для экономики страны. Потому что оформить этот статус можно просто и быстро, и он выгоден с позиции предоставляемых льгот и дает много преимуществ. При этом есть лазейки, которые позволяют, к примеру, предпринимателям не платить страховые взносы и использовать режим самозанятых для ухода от налогов.
А ведь институт самозанятых вводился как раз для того, чтобы легализовать отношения, прежде всего, между физическими лицами, которые предоставляют услуги, но при этом не платят государству ни копейки со своих доходов. Например, «по-дружески» сидят с детьми в качестве нянь, но при этом получают вознаграждение. Или сдают квартиры «знакомым», не опасаясь проверки со стороны налоговой. А что такого — пустить двоюродную тетю жены своего одноклассника пожить в пустой квартире, пока в ее доме идет ремонт? И частично этой цели государство достигло.
«Огромная доля рынка легализована и вышла из тени. Но у меня возникает много вопросов, связанных с тем, что огромная масса самозанятых из этого количества — это реальные работники, просто оформленные как самозанятые в целях экономии на налогах работодателями», — цитирует «Российская газета» заведующего кафедрой налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрия Ряховского. По его мнению, именно с этим и связан рост числа самозанятых: с выплат таким работникам не уплачиваются страховые взносы и НДФЛ, что влечет за собой не только потери бюджета, но и ограничение права такими лицами получать налоговые вычеты по НДФЛ, отсутствие отчислений по страховым взносам.
Впрочем, есть и другая точка зрения. Как считает основатель IT-платформы для самозанятых «ЯЗАНЯТ», председатель Комитета по налогам МГО «Опора России» Павел Зюков, рост числа самозанятых до 10 миллионов в стране несет как риски, так и преимущества. «С одной стороны, самозанятые лица не имеют гарантированного заработка, социальных льгот и страхования на случай потери работы. С другой стороны, самозанятые имеют возможность свободно управлять своим временем и выбирать проекты, которыми им интересно заниматься», — рассказал он изданию. А бурный рост числа самозанятых может быть связан с экономическими изменениями, такими как увеличение безработицы и снижение предложения стабильных рабочих мест.
Это раньше людей, не связанных трудовым договором с какой-то организацией, называли «фрилансерами». А теперь они — самозанятые. И этот режим эффективен и удобен для тех, кто стремится к предпринимательству и готов самостоятельно решать все вопросы, связанные с работой, трудиться на «удаленке», зарабатывать деньги, но при этом не иметь никаких проблем с налоговыми органами. Но возможно, что правительство, спохватившись («как это мы не все предусмотрели?»), введет изменения в законодательство, регулирующее деятельность самозанятых, это может повлиять на их количество и условия труда, считают эксперты.
Между тем с 1 марта в силу вступили положения закона о занятости: усилены меры для борьбы с теневой занятостью. Под прицелом оказались организации, работающие с самозанятыми, и особое внимание — информации о возможной переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и организациях и ИП, которые сотрудничают более чем с 10 самозанятыми и выплачивают им доход от 50 тысяч рублей в месяц.
То есть если наличествуют признаки, свидетельствующие о том, что работодатель не делает различий между нанятым персоналом и самозанятым, его ждет вызов на заседание межведомственной комиссии по борьбе с нелегальной занятостью. Признаком могут быть и выплаты самозанятым в те же дни, что и штатным сотрудникам, и их работа на оборудовании компании без соответствующего договора. Такая «самозанятость» может быть признана трудовыми отношениями, а в таком случае компания должна платить подоходный налог, который гораздо больше, чем налог самозанятого на профессиональный доход. Кроме того, работодатели должны будут сделать соответствующие выплаты в Социальный фонд РФ за весь период работы сотрудника с начислением пени за просрочку вышеуказанных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Да и самим самозанятым стоит больше думать о своем будущем. Ведь социально они защищены меньше, чем штатные работники. Самозанятые не обременены отчислениями в пенсионный фонд, и думать о будущей пенсии обязаны сами, им не платят по больничным листам, поскольку нет отчислений в Фонд ОМС. В общем, довольно рискованное дело. Хотя и раньше бывало такое: какой наемный работник не мечтал уйти в «свободное плаванье» и какой фрилансер не искал себе рабочее место, когда ему надоедало решать свои проблемы самому.
При этом работа в качестве самозанятого может быть интересна прежде всего пенсионерам, которым не надо беспокоиться об отчислениях в ПФР. Или гражданам, уже заработавшим необходимый для начисления страховой пенсии стаж. И все же такое количество самозанятых в стране экспертов тревожит.
В конце марта на очередном заседании Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Кемеровской области — Кузбассу также обсуждалась тема самозанятости. И было отмечено, что благодаря простоте регистрации и удобству применения специальный налоговый режим популярен у граждан региона. «Более 130 тысяч жителей Кузбасса являются плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и 70% из этого количества ранее не являлись индивидуальными предпринимателями, — сообщает областное Управление ФНС России. — Самозанятыми гражданами отражены доходы в размере 25 миллиардов рублей. Сумма налога на профессиональный доход, поступившая в бюджет региона, составила 0,9 млрд руб».
Причем возраст самого старшего плательщика НПД — 83 года (вид деятельности — оказание информационных услуг), а самого младшего — 14 лет, он оказывает услуги курьера.
На заседании также было отмечено, что использование данного режима позволяет гражданам выйти из «тени» и вести легальный бизнес. Но в то же время выявляются недобросовестные работодатели, которые используют режим НПД как способ ухода от официальных трудовых отношений со своими работниками, что приводит к занижению налогооблагаемой базы по НДФЛ и страховым взносам. С такими работодателями налоговые органы проводят индивидуальную работу на «добровольное побуждение» к отказу от применения схем и уплате налогов в бюджет.