Экономика

Профсоюз, АМРОС и зарплатный вопрос

На днях Центральный совет Горно-металлургического профсоюза России распространил заявление о том, что переговоры по заключению Отраслевого тарифного соглашения с АМРОС зашли в тупик. В этих условиях профсоюзная сторона приостанавливает переговоры для консультации с трудовыми коллективами.
По законодательству Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) подписывается между профильным профсоюзом и общественным объединением, представляющим интересы более половины работодателей отрасли. В этом случае такой организацией является Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС). После подписания ОТС оно является базовым документом, определяющим общие условия оплаты, занятости, охраны труда, предоставления льгот и гарантий. Условия соглашения служат основой для заключения коллективных договоров на предприятиях.
В октябре в связи с истечением срока действия ОТС на 2011 — 2013 годы начались переговоры по заключению нового соглашения. В ходе четырех раундов переговоров стороны договорились по большинству разделов проекта. Однако по разделу “Оплата труда” компромисса достичь не удалось.
Профсоюзная сторона настаивает на установлении минимальной заработной платы на уровне двух прожиточных минимумов в регионе, на индексации заработной платы на уровне инфляции — плюс повышение реального содержания заработной платы на процент. ГМПР считает также, что дополнительная оплата труда в ночное время должна составлять 40, а в вечернее время — 20 процентов.
Однако все эти предложения, говорится в заявлении ГМПР, отвергаются стороной работодателя. Ссылаясь на экономические трудности, АМРОС предлагает решать эти вопросы на предприятиях в рамках коллективных договоров. При этом сторона работодателя в качестве непременных условий повышения зарплаты на каждом конкретном предприятии ставит совокупность нескольких факторов: опережающий рост производительности труда, безубыточность производства и наличие источников роста фонда оплаты труда. Минимальную заработную плату предлагается установить равной лишь 1,4 прожиточных минимума и только для работников основных производств. Сторона работодателей предлагает исключить обязательность доплаты за работу в вечернее время, а за работу в ночное время доплачивать лишь 20 процентов.
К сказанному выше о позициях сторон можно добавить кое-что из стенограмм переговоров, выложенных в Интернет. Судя по их содержанию, промышленники полагают требования профсоюза завышенными и нереальными в исполнении на большинстве предприятий отрасли прежде всего из за отрицательной динамики цен на международных биржах. Исполнительный директор АМРОС Алексей Окуньков говорит, что если бы сейчас действовал принцип жесткой привязки оплаты труда к биржевой стоимости металлопродукции (за что, по его словам, ратовали в период высоких цен некоторые профлидеры), то теперь ни о каком повышении зарплаты не было бы и речи, а стоял бы вопрос о 30-процентном её понижении.
Кроме того, он напомнил партнерам по переговорам, что сравнительно недавно “наше социальное партнерство дало трещину, когда по молчаливому согласию профсоюзов были введены дополнительные тарифы в Пенсионный фонд. А ведь это не дополнительный налог на работодателя, это часть вашей зарплаты, это отложенная зарплата. От нее отщипнули. И если не удастся договориться с Министерством труда о замораживании этого тарифа, то в 2015-м он зашкалит за 3,5 процента”, — сказал Окуньков.
Отвечая ему, секретарь ЦС ГМПР по связям с Федеральным собранием РФ Михаил Тарасенко заметил: то, что его оппонент называет отложенной зарплатой, является по своей сути будущей пенсией металлурга. А она должна быть достойной - потому профсоюз и “не заступился” за работодателей.
У ГМПР, считает Тарасенко, есть все основания требовать — именно требовать, а не просить — повышения оплаты труда, поскольку сегодня средняя зарплата в отрасли всего лишь на пару тысяч выше средней по стране. Это лишний раз свидетельствует о том, что труд работников горно-металлургического комплекса недооценен, если учесть условия металлопроизводства и добычи руды.
Тут будет нелишне привести данные технической инспекции Кемеровской территориальной организации ГМПР. Сегодня более 80 процентов работников металлургических предприятий трудится во вредных условиях труда. В частности, в ОАО “РУСАЛ Новокузнецк” работники этой категории составляют 88 процентов, в ОАО “ЕВРАЗ ЗСМК” — 77, в ОАО “Кузнецкие ферросплавы” — 81, в ОАО “Новокузнецкий вагоностроительный завод” - 81 процент.
Насколько известно редакции, в эти дни в первичных организациях территориального отделения ГМПР обсуждается сложившаяся ситуация, и не исключено проведение протестных акций. По опыту подписания предыдущих отраслевых тарифных соглашений можно предположить, что переговоры сильно затянутся, несмотря на то, что изначально стороны отводили на это дело только три месяца.
Работнику и работодателю всегда трудно прийти к компромиссу. А вот работодателю и правительству найти общий язык намного проще. Читайте на 2-й странице этого номера материал об итогах совещания Дмитрия Медведева с владельцами и директорами предприятий горно-металлургического комплекса.

Александр Денисов Экономика 11 Дек 2013 года 1405 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.