Экономика

«Копеечные» маршруты

Управление по транспорту и связи Новокузнецка объявило электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом общего пользования по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам. Начальная (максимальная) цена аукциона — одна копейка.
Управление ищет перевозчика, который в течение следующего года будет выполнять рейсы по пригородным маршрутам — до Николаевки, Абагуровского разъезда, Апанаса, Фёдоровки. Есть также аукционы на право заключения контракта для перевозки пассажиров в другие населенные пункты — в Чистогорск, в Терёхино, в Шорохово, в Осиновое Плёсо и так далее, целых 20 маршрутов. Но там начальная цена гораздо выше — четыре копейки.
Вообще-то формулировка «право заключения контракта» — не такая уж редкая при госзакупках. Можно выиграть право на контракт для поставки стройматериалов, спецтехники, ремонта автомобилей. Только цены там другие — сотни тысяч рублей.
В аукционной документации УТиС к «копеечным» закупкам указано, что для обоснования максимальной цены метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) не действует: «учитывая отсутствие идентичных, однородных услуг в сфере пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах в границах одного муниципального района (на различных маршрутах — протяженность маршрута, схема движения по маршруту, количество графиков, не идентичны), применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не представляется возможным». Невозможно применить нормативный метод, потому что стоимость на выполнение данных работ не нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ, а тарифный метод — по причине отсутствия государственных регулируемых цен на выполнение данного вида работ и услуг.
Проектно-сметный метод не работает, поскольку выполняемые работы не относятся к сфере «Строительство» и «Сохранение объектов культурного наследия». И затратный метод — тоже «мимо», так как он заключается в определении начальной цены контракта с учетом суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Однако затраты на маршрутах различаются из-за разной протяженности маршрутов, схем движения, количества графиков, а информация об обычной прибыли для сферы пассажирских перевозок «не может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, от других общедоступных источников информации».
Помимо прочего, приказ Министерства транспорта РФ, которым утвержден порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электротранспортом, также не применяется — поскольку предметом аукциона выступает право заключения контракта, не имеющее денежной оценки.
Так что управление применяет для определения начальной цены «иной» метод.
И условие предоставления субсидий перевозчику для возмещения части затрат не играет роли: хотя начальная цена контракта формируется с учетом этих субсидий, их размер на этапе подготовки к аукциону предсказать невозможно, поскольку на практике предыдущих лет он может меняться в течение финансового года.
К слову, фраза «практика предыдущих лет» упоминается не для красного словца и не по бюрократической методичке: и в прошлом году, и в позапрошлом уже объявлялись аукционы на те же маршруты, с теми же суммами начальной цены — от одной до четырех копеек. И, что важно, всегда находился участник, который подавал одну-единственную заявку (хотя и не всегда) и выигрывал аукцион, предложив цену, соответствующую начальной. Ведь предложить цену больше максимальной нельзя по правилам, даже если целого рубля не жалко ради победы в аукционе.
И в заключенных в предыдущие годы контрактах значится цена — «0,03 (ноль) рубля три копейки, НДС не предусмотрен».
На самом деле, одна копейка, три или пять — разницы нет ровным счетом никакой. Заказчик мог бы вообще поставить один сплошной ноль и отдавать право на заключение контракта бесплатно, но начальная цена контракта не может быть равной нулю, поскольку функционал системы госзакупок этого не позволяет. А цену ставят в одну копейку или четыре в зависимости от класса автотранспорта, которым должен располагать подрядчик для исполнения контракта. Четыре класса автобусов — четыре копейки. Один класс — одна копейка.
Другими словами, совершенно очевидно, что эти закупки — это чистая формальность, чтобы не нарушить закон. И так же очевидно, что большого количества желающих возить пассажиров по пригородным маршрутам не наблюдается: одна заявка — один победитель, лишь бы заявка соответствовала требованиям. О конкурентной борьбе тоже нет речи. Ну невозможно снизить цену до минимума, если она и без того минимальна!
Судя по всему, есть трудности в поиске перевозчика для межмуниципальных маршрутов. Возможно, причина в том, что хорошо заработать на этих перевозках просто невозможно. Расстояния большие, а пассажиропоток невелик, особенно вне сезона. Тарифы регулируемые, а за льготников проезд оплачивает бюджет. Но, как указано в обосновании начальной цены со ссылкой на Федеральный закон № 220-ФЗ, если документацией о закупках предусматривается предоставление подрядчику субсидий для возмещения части затрат на выполнение перевозок, то начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта формируется с учетом указанных субсидий. При этом «размер субсидий, которые будут предоставлены перевозчику в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, не может быть достоверно определен на этапе подготовки к аукциону, поскольку, по практике предыдущих лет, может меняться в течение финансового года».
Словом, ни в чём нет ясности — ни в протяженности маршрутов (похоже, поселок Рассвет с каждым годом приближается к Новокузнецку, а Михайловка, наоборот, отодвигается), ни в графиках, ни в размере субсидий. При этом победитель заключит с управлением муниципальный контракт… на право заключения муниципального контракта: в «шапке» проекта документа так и написано.
Может быть, кто-то сочтёт эту удивительную для понимания информацию самой обычной, а публикацию на эту тему — брюзжанием по пустяковому поводу. Главное, чтобы возили, а какой перевозчик и какая цена контракта — не имеет значения. Но проблема транспорта в последние годы в Новокузнецке стала одной из самых серьезных, вызывает множество нареканий от пассажиров, в том числе пригородных маршрутов. Например, 1 мая 2024 года, когда запустили сезонные маршруты, маршрут № 119 «Новокузнецк (Абашево) — 113-й км» не был запущен. «Перевозчик отказался от осуществления работы по данному маршруту в связи с нерентабельностью», — сообщило в конце апреля УТиС.

Ольга Бодрова. Александр Бокин (фото из архива) Экономика 29 Окт 2024 года 37 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.