
Кандидаты на вылет
Перечень российских моногородов могут пересмотреть.
Как сообщает «Коммерсант», Минэкономразития намерено заняться пересмотром перечня российских моногородов, который не актуализировался с начала 2020 года. Сейчас в нем 321 населенный пункт. Но критерии, по которым список будет обновлен, ведомство пока на называет. Со своей стороны Минпромторг планирует пересмотреть подход к определению градообразующих предприятий, от которых зависит экономика моногородов. А поскольку проблема «монопрофильности» таких муниципальных образований во многих случаях уже решена, сейчас поддержку центра планируется сфокусировать на моногородах, в которых остро стоит проблема безработицы.
Напомним, что среди критериев принадлежности населенных пунктов к категории «моногород», если на одном градообразующем предприятии работают 20% и более занятых. Но, как отметил на днях в Совете Федерации директор департамента регионального развития Минэкономики Виталий Алтабаев, сейчас критерию «монопрофильности» соответствует примерно 120 городов. А это означает, что остальные проблему диверсификации решили: либо привлекли и создали новый бизнес, либо просто закрыли сами градообразующие предприятия. Нет предприятия — нет моногорода.
Впрочем, это не первая попытка «проредить» количество моногородов в России. Ещё в 2021 году «Известия» сообщали о том, что Минэкономразвития предлагает почти вдвое сократить количество моногородов — с 321 до 163. О том, что критериям соответствует лишь половина из списка моногородов, говорилось в письме ведомства в адрес главы комитета Госдумы РФ по экономполитике. А это означало что не отвечающим требованиям может быть отказано в государственной поддержке. Тогда в министерстве «Известиям» заявили, что все обязательства Фонда развития моногородов будут исполнены в полном объеме, хотя и признали, что перечень моногородов нужно актуализировать для концентрации ресурсов на поселениях с менее устойчивым положением — несмотря на то, что ранее в Госдуме предлагали, напротив, увеличить количество моногородов в полтора раза, до 500, считая, что сокращать список моногородов можно только с согласия регионов.
И, к слову, тогда же зародилась мысль добавить к критериям еще один — «географический»: населенный пункт, имеющий статус моногорода, должен находиться на расстоянии не менее 50 км от регионального центра. Потому что жителям таких городов вполне доступна работа в более благополучной областной, краевой или республиканской «столице». Прими правительство такое решение, уже тогда список моногородов сократился бы, но власти от такой идеи отказались, объяснив это «текущими условиями»: сначала экономика городов преодолевала последствия пандемии коронавируса, а потом и санкции подоспели. Теперь же, по словам Виталия Алтабаева, ситуация оценивается «как достаточно стабильная». Но какими критериями в министерстве хотят руководствоваться при пересмотре перечня теперь, чиновник не сообщил.
«Необходимость в актуализации перечня видят и в Минпромторге, — утверждает «Коммерсант». — Как отметил в Совфеде директор департамента промышленной политики ведомства Иван Куликов, список моногородов последний раз корректировался в начале 2020 года, с тех пор многое изменилось. Со своей стороны Минпромторг уже провел актуализацию списка градообразующих предприятий в РФ — сейчас их 235. На них трудятся 880 тысяч работников. По словам Ивана Куликова, «ряд предприятий находятся в удовлетворительном состоянии или с наличием определенных рисков его ухудшения» (около 30 — под санкциями).
В Минпромторге предлагают актуализировать критерии отнесения предприятий к градообразующим — в частности, проанализировать нынешнюю привязку к доле занятых на них работников, а также ввести альтернативный критерий в виде доли налоговых доходов от деятельности такого предприятия в бюджете города».
Сейчас моногорода получают поддержку либо за счёт инструментов ВЭБ.РФ, либо через территории опережающего развития, в которых сейчас работают более тысячи резидентов. И во многих моногородах резиденты ТОР имеют больше рабочих мест, чем градообразующие предприятия, которые, как известно, резидентом территории опережающего развития быть не могут и льготный режим на них не распространяется. «С учетом этого Минэкономики рассчитывает сосредоточить усилия на муниципалитетах, в которых безработица вдвое превышает средний по стране уровень (таких сейчас 17), — сообщает издание. — По словам Виталия Алтабаева, для них прорабатываются специальные меры поддержки, а также модернизация действующих. Среди уже имеющихся мер — возможность продления срока предоставления льготы по уплате страховых взносов (7,6% вместо 30% в течение 12 лет) еще на два года — по общему правилу она доступна для резидентов, получивших статус в течение трех лет с момента создания ТОР».
Между тем в этом году на поддержку моногородов в РФ направят 1,66 миллиарда рублей. По информации «Парламентской газеты», на эти цели в 2025 и 2026 годах в бюджете предусмотрено по 1,6 миллиарда ежегодно. Об этом сообщил член Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Голов на «круглом столе», посвященном проблемам социально-экономического развития моногородов.
По словам сенатора, больше всего таких городов находится в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях, а также в Татарстане. Сейчас там проживает больше 1 миллиона человек, необходимо обеспечить экономическое и социальное развитие этих территорий — такая задача входит в число стратегических.
Отметим, что Кузбасс действительно относится к регионам с наибольшим количеством моногородов. У нас их 17: Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Калтан, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Осинники, Полысаево, Прокопьевск, Тайга, Таштагол, Юрга, пгт Мундыбаш, пгт Шерегеш. По данным регионального министерства экономического развития, по состоянию на начало 2023 года в них проживало 1 646 135 человек, или 64,1% от всего населения области, а средний уровень зарегистрированной безработицы (% к численности трудоспособного населения) в моногородах составил 0,9%. Состояние экономики большинства этих городов более чем на 80% определяется состоянием в угледобывающей и металлургической отраслях.
Сенатор Олег Голов рассказал, что с 2014 года на поддержку моногородов из государственной казны направили субсидии на сумму более 36 миллиардов рублей, а также привлекли более 235 миллиардов частных инвестиций. В моногородах было создано 34 тысячи новых рабочих мест.
А Минпромторгом за последние три года в рамках предоставления соответствующих мер господдержки поддержано 67 предприятий на сумму 331 миллион рублей. В 2021 году на эти цели направили 106 миллионов, в 2022м — 88 миллионов, а в 2023 году — уже 116 миллионов рублей, заключил представитель ведомства.
Суммы, скажем прямо, не шокирующие своим размером. Если разделить 36 миллиардов на 321 моногород, то получится чуть больше 112 миллионов рублей на каждого. И это почти за 10 лет! А что такое 11 миллионов в год для такого города, как Новокузнецк, если новая современная поликлиника стоит 811 миллионов рублей? Может быть, сравнение не самое удачное, и господдержка моногородам вовсе «не про то», но чтобы люди хотели остаться в городе, нужны не только поликлиники, но и комфортное жилье, вузы, школы, детские сады, дороги, парки. И, конечно, рабочие места для тех, кто пожелает строить здесь свою жизнь. Как утверждают власти, в городах региона проблема безработицы остро не стоит — напротив, не хватает рабочих рук. И если Минпромторг склонен поддерживать государственными вливаниями те моногорода, где есть дефицит рабочих мест, следует ли считать, что и Новокузнецк может потенциально стать кандидатом на вылет из перечня моногородов?