Гарантированно и постоянно
Государство готовит россиян к новым поборам: Правительство РФ опубликовало проект постановления, устанавливающего стоимость юридически значимых документов
через электронную почтовую систему.
Начнём с предыстории. Чтобы вытащить из долговой ямы громоздкое и малоэффективное существо под названием “Почта России”, правительство придумало, где взять денег на его “прокорм”, причём так, чтобы деньги поступали гарантированно и постоянно, а не “подайте Христа ради”. Кабмин решил внести изменения в Закон “О почтовой связи” и создать электронную почтовую систему, через которую на “Госуслуги” будут рассылаться некие “юридически значимые” сообщения как юридическим, так и физическим лицам, включая ИП. И оператором этой системы будет, конечно, “Почта России” — тот самый монстр, который и сегодня не особенно справляется со своими обязанностями, но ему непременно надо добавить функций — и вот тогда заживём!
В июле 2026 года закон был принят. Особенностью электронной почтовой системы является то, что начиная с сентября 2027 года письма от государственных органов будут поступать на отдельный электронный почтовый ящик с адресом, который создадут на “Госуслугах” для физлиц, компаний и организаций. Но самое главное — пользование этим ящиком будет платным. Прежде всего — для юрлиц. Не пугайтесь, рассылаемые гражданам сообщения оплачивает отправитель. А вот если гражданин захочет переслать такой документ по той же системе, то за это придётся заплатить. При этом принятый закон (№ 271-ФЗ) говорит, что физлица вправе определить круг лиц, от которых на электронную почту на “Госуслугах” допускается получение юридически значимых сообщений и иных документов и сообщений. А вот компании и организации таким правом не “наградили”, в их электронный ящик на портале госуслуг сообщения от госорганов будут поступать в обязательном порядке — кликнуть “отказаться от рассылки” невозможно. Зато есть возможность упомянуть такой способ взаимодействия с контрагентами в договоре, где оговаривается способ обмена информацией.
Разработать и утвердить положение об электронной почтовой системе должно правительство. Пока этого документа нет, а потому остаётся много вопросов, на которые закон не даёт ответов. Например, если юрлицу не нужен этот ящик на портале госуслуг, то нельзя ли отказаться от него целиком? Кто и как будет устанавливать адрес электронной почты? И вообще, зачем он нужен — да ещё платный! — если до сих пор компании прекрасно обходились без него, обмениваясь информацией с контрагентами через обычную электронную почту?
Впрочем, на последний вопрос ответ есть: чтобы спасти “Почту России”! Ради этой спасательной операции и разрабатывается насильственное приобщение к единой системе рассылки. На электронный почтовый ящик “юриков” и “физиков” будут приходить юридически значимые сообщения от органов власти — заявления, уведомления, извещения, требования и прочие сообщения. Исключением будут сообщения от налоговых органов, ЦБ РФ, органов государственного и муниципального контроля: их присылать не будут.
Также на почтовый ящик через созданную систему будут приходить квитанции на оплату услуг ЖКХ. Остановимся на этом пункте поподробнее. В Жилищный кодекс (статья 155) с 1 сентября 2027 года добавятся новые нормы: теперь будет предусмотрена доставка платёжных документов в электронной форме гражданам от управляющих компаний, ТСЖ, ресурсоснабжающих и сбытовых организаций, региональных операторов, наймодателей (для жилья, занимаемого по договорам социального найма), и такое извещение будет считаться доставленным надлежащим способом, так что бумажной квитанции уже не требуется. Достаточно подтверждения доставки в личный кабинет в автоматизированном режиме уже на следующий день после получения. Однако гражданин, как мы помним, вправе отказаться от рассылки документов через портал. Так что бумажные квитанции придётся разносить, если житель этого захочет.
К слову, тут стоит вспомнить ещё одну важную часть принятого закона “во имя спасения”: пользоваться почтовыми ящиками в многоквартирных домах (не электронными, а обычными, металлическими, висящими в подъезде) запрещено всем, кроме жильцов, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, регоператоров, наймодателей жилья по соцнайму. И, конечно, почтальонов! Мы уже пытались проанализировать, как можно проконтролировать соблюдение этого запрета. Пока ответа не нашли. Но, видимо, инициаторам этой нормы и не важно, что условие невыполнимо.
Послание в почтовый ящик на Госуслугах по электронной системе будет считаться полученным, если абонент осуществил вход в него в течение семи дней со дня размещения юридически значимого сообщения. Даже если он его не прочитал, будет считаться, что получил, и начнётся отсчёт времени. Опять же непонятно — рабочих дней или календарных? Но если доставить сообщение по электронной системе нет технической возможности, если абонент не открыл Госуслуги в течение семи дней или у него вообще нет личного кабинета на портале, то документ ему будет доставлен обычным способом — той же почтой. И все заняты делом. Правда, здорово?
Ещё “лучше” то, что пользование электронным почтовым ящиком на Госуслугах будет платным! Но не для всех и не за всё. Организации и индивидуальных предпринимателей заставят вносить ежемесячную плату за пользование ящиком, а также плату за направление сообщений с помощью электронного ящика. Если адресат не внесёт в надлежащий срок плату, то его доступ к электронному почтовому ящику приостанавливается до момента оплаты. Тем не менее письма на указанный почтовый ящик будут продолжать поступать. Освобождаются от платы госорганы, органы муниципальной власти, государственные предприятия, некоторые юридические лица, наделённые отдельными государственными полномочиями. Кстати, за рассылку квитанций ЖКУ тоже деньги брать не должны. Однако существуют и другие уведомления, сообщения и прочие способы взаимодействия организаций сферы ЖКХ с собственниками жилья. А вот за них потребуют оплату.
Физлица должны будут платить только за отправку сообщений. Размеры, порядок и сроки взимания платы за использование электронного почтового ящика также должно установить Правительство России. И проект соответствующего постановления уже проходит процедуру обсуждения.
Кабмин предлагает “установить размер платы, вносимой отправителем за направление заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений”, посредством электронной почтовой системы юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, — 125 рублей 66 копеек. Почему именно столько? Плата определена исходя из следующего: 97 рублей (тариф на заказное письмо весом до 20-ти граммов, утверждённый ФАС России на 2026 год) умножить на 1,062 (индекс потребительских цен за июнь 2026 года) равно 103 рубля 1 копейка (без учёта НДС). Копейку округляем, а 103 рубля увеличиваем на сумму НДС в размере 22%, что по итогу составляет 125 рублей 66 копеек. Заметьте, что это цена за разовое сообщение.
Впрочем, разве правительство не торопится, устанавливая размер платы, ещё не определив категории отправителей и сообщений, а эти полномочия им даёт закон? И, если честно, вся эта история с новыми функциями “Почты России” кажется пустышкой. Когда идея только появилась и начала обсуждаться, всем казалось, что почтовой службе даются просто безграничные полномочия собирать деньги — хоть лопатой греби. Но в процессе рассмотрения закона в парламенте проект несколько усох. Остался “пшик”, с которым непонятно что делать дальше. Очень похоже на “мертворождённое дитя”, итог чьей-то сырой инициативы, а в результате — нереализуемый фантом, каких много.
Однако если “Почте России” удастся реализовать проект с обязательным документооборотом через созданную “под неё” электронную систему, да ещё заставить платить, то это будет ещё одним фактором для роста цен на товары и услуги. Как с системой “Честный знак”: хоть 50 копеек, а циферки прибавляются… И за чей же счёт?