Экономика

Будем есть — будем жить

В начале года Минсельхоз сообщил, что в 2023-м в России собрали картофеля на 18% больше, чем годом раньше. Однако сейчас картошка — на верхней позиции рейтинга по росту цен на продукты. Как получилось, что в стране, которая всегда гордилась доступностью основных видов продуктов питания (прежде всего картофеля), цены на них растут немыслимыми темпами?
Год назад, как сообщало отраслевое издание «Агроинвестор» со ссылкой на Росстат, в организованном секторе было накопано почти 8,6 миллиона тонн картофеля, что превзошло результат 2022-го на 1,4 миллиона, а 2021го — на 1,8 миллиона тонн. Более того, потребность рынка в этом продукте была превышена на миллион тонн. Эксперты опасались, что часть урожая будет невостребованной. Издание цитирует одного из руководителей крупного картофелеводческого хозяйства, руководителя аппарата Картофельного союза Татьяну Губину, которая в феврале 2024 года рассказала, что «оптовые цены на урожай 2023го на 10 рублей и 5 рублей за килограмм ниже, чем в 2021-м и 2022м. Себестоимость производства весового картофеля составляет 10 рублей за килограмм, а продают его отдельные предприятия по 8 рублей». С розничными ценами, конечно, не сравнить, но всё же картошка весь год была вполне по карману среднестатистическому россиянину.
И в этом году сельхозпредприятия поставили новый рекорд по части выращенного картофеля, о чем буквально две недели назад радостно рапортовал премьер-министр Михаил Мишустин. Однако одной картошкой сыт не будешь, а кроме того, цена на этот корнеплод, способный заменить для обычной российской семьи другие ценные с точки зрения питательности продукты, почему-то уже не сочетается с объёмами урожая.
Специалисты Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» подготовили ежемесячное маркетинговое исследование российского рынка сельхозсырья и продовольствия по итогам августа 2024 года относительно августа 2023-го.
«Цены на продукты питания в России в августе 2024 года по отношению к августу 2023 года в целом демонстрируют ощутимый рост», — сообщает «АБ-Центр», проанализировав динамику розничных цен по 119 товарам. Результаты неприятно удивляют: снижение наблюдается только у пяти товаров! По остальным 114 позициям отмечается укрепление цен.
«Отметим, что в августе 2024 года уровень инфляции в России составил 9,04% (в годовом исчислении, за последние 12 месяцев), — комментируют эксперты. — Рост цен выше уровня инфляции отмечается только по 52 товарам из 114, которые выросли в цене и из 119 анализируемых позиций в целом. При этом расчет среднего арифметического процентного изменения цен по всем анализируемым позициям показывает, что в целом продовольствие за год укрепилось в цене на 10,1%. Таким образом, в годовом исчислении, при сравнении данных за август 2024-го и август 2023-го, продовольствие в целом растет в цене темпами, несколько опережающими общий по стране уровень инфляции».
За год снизились в цене: апельсины (-10,8%), лимоны (-9,9%), крупа гречневая ядрица (-5,5%), икра лососевых рыб отечественная (-3,7%), сахар-песок (-0,2%). Среди лидеров роста цен на продукты питания, по данным «АБ-Центр», оказались помидоры свежие (+53,6%), картофель (+47,0%), чеснок (+33,8%), масло оливковое (+32,4%), яйца куриные (+32,3%), свёкла столовая (+30,7%), баранина (кроме бескостного мяса) (+30,2%), бананы (+24,9%), огурцы свежие (+24,2%), грибы свежие (+20,9%). «В случае с бананами повторилась история с яйцами, — комменитруют данные «Новые Известия». — Давление на поставщиков из Эквадора не помогло. После шумных разборок с привлечением МИД и привычного Роспотребнадзора цены на народное лакомство все-таки выросли и стали на четверть дороже по году».
Помимо товаров первой группы, укрепление цен (на 9,04% и выше) в «АБ-Центр» отмечают на другие продукты — от сливочного масла, гороха и яблок до репчатого лука, творожных сырков и овсяных хлопьев»Геркулес».
«Во власти уже звучат голоса за то, чтобы ограничить торговые наценки на продукты питания, — напоминают «Новые Известия». — Их логика понятна: если можно ограничивать цены на бензин, почему аграрии могут продолжать жить в более или менее рыночных условиях?
Владельцы розничных сетей говорят, что они не формируют цену на продукты, поэтому за повышение отвечают производители и посредники. Но и там маржа не так велика. По данным производителей картофеля, они зарабатывают 15 — 18% от себестоимости своего товара.
Сети кивают на крестьян, крестьяне — на нефтяников и производителей удобрений, а те — на государство. И действительно, государство забирает у топливной отрасли более 80% выручки в виде налогов, пошлин и отчислений.
И хотя российская экономика, от взрывного роста которой страдало сельское хозяйство как самая мирная из отраслей, замедляется, до снижения инфляции еще очень далеко. В этом году средняя инфляция по стране превысит 8%. Будущий год также не сулит 4%ного повышения цен, о чем мечтают и ЦБ, и Минфин. Это значит, что цены на продовольствие продолжат расти».
Очень тревожный прогноз, особенно если учесть, что регулярно на просторах Интернета появляются результаты опросов, говорящие о том, что изрядной части населения хватает доходов только на еду и одежду. А ведь Росстат и его территориальные подразделения с такой же периодичностью сообщают о средней зарплате по стране — не менее 80 тысяч рублей. Ну как тут не вспомнить старую шутку: я ем мясо, ты — капусту, а вместе мы едим голубцы?
Но хочется не только капусты и мяса — хоть вместе, хоть по отдельности, но и других качественных и недорогих продуктов. Например, сыра. Только выбрать нечто достойное из тех сыров, которые продают в наших магазинах, — тот еще квест. Если цена приличная, то нет никакой гарантии, что под ней не скрывается «сырный продукт» со вкусом пластилина. А стоимость давно продегустированного и оцененного по достоинству сыра может расти «не по дням, а по часам». Причин тому много: от повышения цен на топливо до подорожания упаковки и логистики.
В то же время Россия продлила запрет на ввоз колбас и сыров из Евросоюза до конца 2026 года, как следует из указа Президента РФ, опубликованного на официальном портале правовой информации. Этим документом уже в девятый раз продлено действие отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности страны, введенных в августе 2014 года — то есть 10 лет назад.
В частности, с 1 января 2025 года и до 31 декабря будет по-прежнему запрещен ввоз в Россию сыров, колбас, фруктов и других товаров из специального перечня, который формируется правительством, сообщает «Парламентская газета». Но соответствующее постановление Кабмина предусматривает ряд исключений — например, товаров для производства детского питания и лекарственных средств.
Если изначально «продуктовое эмбарго» касалось съедобных товаров из Евросоюза, США, Норвегии, Канады и Австралии, то в 2015 году перечень пополнился Албанией, Черногорией, Исландией и Лихтенштейном, а в 2020м — Великобританией. Первыми под запрет попали мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, овощи и фрукты. С октября 2017 года ограничения распространились на ввоз живых свиней (за исключением чистопородных племенных животных), субпродуктов и жира животных, животного масла.
И, помнится, пока были доступны поездки за рубеж, россияне тащили из-за границы испанский хамон, швейцарский и французский сыр, сливочный сыр «Филадельфия» (насколько помню, он производился в Австралии)… Да, местные и не местные производители постарались восполнить пробел, изготавливая нечто похожее на «санкционные» продукты. Но получилось далеко не у всех. Что-то давно не слышно про подмосковного сыровара Олега Сироту, который широко презентовал свой пармезан на всех возможных ресурсах и площадках? Сама пробовала, свидетельствую — вкусно. И, судя по его официальному сайту в Интернете, сыроварня продолжает работать. Только точки продаж продукции Сироты — лишь в Москве и Московской области. Как говорится, за МКАДом жизни нет…

Ольга Осипова. Александр Бокин (фото) Экономика 24 Сен 2024 года 63 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.