Публикации

О картинах Виталия Карманова и нашей памяти

На прошлой неделе фонд краеведческого музея пополнился двумя работами замечательного живописца Виталия Карманова, увы, ушедшего из жизни. Картины передала музею жена художника (рука не поворачивается написать “вдова”) Тамара.

Это ранние работы Виталия “Кузнецкстрой” и “Пейзаж”, которые хоть еще мало напоминают поздние, но в которых уже угадываются колорит будущих картин блистательного художника, его парадоксальный способ воспринимать, переживать и отражать окружающий мир.

В “Кузнецкстрое” густая яростно энергичная человеческая толпа фокусируется как бы сверху, что подчеркивается фигурами стоящих во всех углах картины не то ангелов, не то свидетелей эпохи (коими всегда мыслились художники). “Пейзаж” является пейзажем промышленным: трубы, дым в небо, куски труб, идущие по заводскому гудку. Условный промышленный пейзаж в духе 1970 — начала 1980 годов с кардинально противоречащими друг другу темой и ее живописным решением.

К слову, две первые картины для краеведческого музея Виталий Карманов исполнил в начале 1980 годов, когда обновлялась его экспозиция. “Нападение алтысарского князца на Кузнецкий острог” изображает злую сечу на саблях у стен деревянного острога. А роскошная стилизация сценки из жизни старого Кузнецка “Опять ссыльный”, где под конвоем в “круг” дремотной провинциальной жизни вводят человека с книжками в руках, — боже, сколько здесь сарказма! — просто воспламеняет воображение.

Впрочем, последние слова можно сказать о всем творчестве Виталия Карманова, живописца нутряного — от Бога, мудреца, художника, пытавшегося добраться до самых вершин (и глубин) искусства, осмыслить его и страшно переживавшего то обстоятельство, что большинству сограждан (социально обезвреженных водкой, дурным образованием их озверелым бескультурьем) оно и вовсе не нужно: “Иногда я чувствую себя человеком, шьющим прекрасную обувь в стране безногих” (по поводу работы “Опять ссыльный” он позже горько шутил, что теперь бы нарисовал не стопки книг, а сетки с водкой в руках подконвойного).

— Такой подарок трудно переоценить, — сказала директор Новокузнецкого краеведческого музея Светлана Гончарова. — У нас нет собственно коллекции картин Виталия Карманова, он дорог нам как неординарная личность.

Собравшиеся по достоинству оценили очень теплый фильм о художнике Ларисы Хорошиловой. И встреча в филиале краеведческого музея на Народной, 7, плавно перетекла в то, чем она и должна была стать изначально, — в вечер воспоминаний о Виталии Карманове. Говорили — очень искренне и сердечно — Тамара Карманова, собравшая огромный материал для издания альбома художника, искусствоведы Лариса Данилова и Галина Иванова, замечательная художница Елена Башарина и другие.

У каждого, конечно, свои воспоминания, и лично мои совсем не похожи, на воспоминания, скажем, Галины Ивановой, но и меня не оставляет боль и ощущение того, что с уходом Виталия из моей жизни ушло что-то очень важное, а серая пустота расширилась.

И потому я с такой надеждой поддерживаю слова художника Петра Рещикова, прозвучавшие в конце встречи, о том, что надо приложить все усилия, чтобы в следующем году (1 ноября 2012 года исполнится 65 лет со дня рождения Виталия Карманова) упомянутый альбом художника увидел свет.

Это надо сделать во что бы то ни стало. Это наш долг — человеческий, дружеский, как хотите.

Валерий Немиров Публикации 10 Ноя 2011 года 128 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.