«Что, Данила-мастер, не выходит у тебя каменный цветок?»
Среда, 18 ноября. Утро. Новоильинка плачет, Запсиб сердится, Новобайдаевка негодует, Точилино уже не находит слов, Кузнецк пребывает в полном шоке… Транспортная реформа во всей своей красе. Нет, такого опасались и даже предсказывали, но все же надеялись на лучшее. Правда, надейся-не надейся – альтернативы-то нет! Нет спасительных ПАЗиков – пусть грязных, пусть с музыкой, с вечно сидящей пятой точкой к пассажирам кондукторшей и ведром воды под первым сидением. Но они шустро довозили до места назначения, и ты всегда знал, что если опоздал на этот автобус, скоро придет другой – даже замерзнуть не успеешь. В среду не пришел никакой.
Графики, опубликованные на сайте управления по транспорту, оказались пустым звуком. Оставалось только ждать, чтобы приехал хоть какой-нибудь автобус – все равно какой у него будет номер. Тем более, что многие пассажиры слабо представляли себе, какой маршрут теперь привезет их на работу. Зато в этот день хорошо заработали таксисты. Люди на остановках объединялись и вызывали одну машину на троих. Говаривают, автовладельцы подвозили пассажиров – кто за 25 рублей, кто просто так, по пути.
И снова к главе города, который берет на себя всю ответственность за случившееся, есть вопросы. Они те же, что и раньше, но на них почему-то так до сих пор никто и не ответил. Почему надо было затевать переворот с транспортом в ноябре, когда на улице далеко не плюс 15? Почему нельзя было перенести сроки на более поздний срок, чтобы хотя бы переждать вторую волну коронавируса? Почему не предусмотрели запасной вариант на любой форс-мажорный случай – сломался автобус, заболел водитель, «зависла» система валидации?
Теперь-то все прекрасно понимают, что все надо было начинать гораздо раньше – проверить, все ли автобусы готовы к выходу на линию, а не верить на слово перевозчику. И провести «генеральную репетицию», убедиться, что все работает по часам – и люди, и техника. Тогда, глядишь, и премьера бы состоялась, а режиссер-постановщик сорвал бы аплодисменты.
Вместо аплодисментов главному ответственному за спектакль (мэр города Сергей Кузнецов взял на себя ответственность за произошедшее и даже разрешил пустить себе кровь) досталось по первое число. Что ж, заслуженно. Неужели градоначальник ни на секунду не допускал, что что-то пойдет не по плану? Неужто не знал, что компания «Питеравто» не смогла найти водителей в Новокузнецке и выписывает их из Москвы, Питера и еще Бог весть откуда? Как можно было не подумать, что «варяги» не знают города, а еще им нужно будет сдать тест на ковид – а эти тесты не два часа делаются?
Вообще-то за ошибки принято нести ответственность… Меру ответственности мэр себе не назначил. В среду у нас в редакции родилась шутка – «А вы проголосовали бы за Сергея Кузнецова, если бы выборы мэра были сегодня?». Только выборов мэра больше не будет – это должность назначаемая, и единственный «избиратель» у нашего главы – губернатор. Который молчит, как рыба. От него по поводу творящегося в Новокузнецке никто не слышал ни слова! Может, он все уже сказал Кузнецову?
Обычно мэр отвечает на комментарии к своим публикациям в Инстаграм. Недолго, всего день, потом все вопросы от горожан уходят в пустоту. После транспортного коллапса (слово неприятное и уже набило оскомину, но по-другому ситуацию не назовешь – это фиаско, мэр!) глава города перестал отвечать на выпады своих подписчиков в соцсетях. Диалог прервался. Да и некогда ему. А подчиненные – в администрации, на минуточку, есть целое управление информационной политики – то ли не знают, что отвечать, то ли боятся болтнуть что-нибудь не то.
Зато у горожан есть что сказать. И не только в соцсетях. Например, по городу ходит бланк досудебного требования к администрации Новокузнецка: «Я, _________________, «___» ноября 2020 года, находился на автобусной остановке «______» ожидал автобус маршрута № ___. Время ожидания составило __, что значительно превышает установленный расписанием интервал. В этом я усматриваю нарушение указанных норм права и полагаю, что органом местного самоуправления не в полной мере реализуется полномочие по организации автобусного сообщения на данном маршруте. На основании изложенного прошу принять срочные меры, направленные на устранение и недопущение нарушения расписания на данном маршруте…» И требование добровольно выплатить компенсацию морального вреда за опоздание на работу и пережитое из-за этого волнение. Составлено логично, без эмоций. Все по делу.
В Администрацию Новокузнецкого городского округа
Также от одного к другому пересылают призыв прийти к администрации с протестом. Нет ни автора послания, ни инициатора акции, которая однозначно не будет санкционирована властями. Но люди пришли. В субботу 21 ноября у мэрии (куда предусмотрительно подъехала полиция) собралось человек 40-60. Широкого размаха протест не получил. Может быть, пока? А может, в этом стоит усматривать то, что жители города дают мэру, который обещает все исправить, второй шанс?
Если это на самом деле так, то Сергею Кузнецову стоит постараться. Только на этот раз – отбросив излишнюю самоуверенность и манеру резко переходить из обороны в наступление, общаясь с людьми. Они-то совсем не виноваты, что победоносного шествия транспортной реформы не случилось. Их никто не заставит верить в то, что они до сих пор не увидели, несмотря на все планы и мечты властей. Кредит доверия главе города пока на рассмотрении у горожан…