Спорт

Встреча с сэнсеем и его женой

“Айки” означает гармонию и слияние — тела и души, себя и другого, человечества и природы.
При правильной практике в хорошем окружении айки становится неисчерпаемым источником энергии и любви.
Морихей Уэсиба.
Морихей Уэсиба был мудрецом и основателем айкидо, где “ай” означает “гармония”, “ки” — “энергия духа”, а “до” — “путь”. По словам Йосуке Аракавы, который с четверга по воскресенье снова вел в “ангарах” мастер-класс для последователей своих школ в России, в Новокузнецке (на семинар приехали и представители айкидо — стиль кобукай — аж из Набережных Челнов, которые не могли не воспользоваться такой возможностью, и после утренних занятий в воскресенье сэнсей Аракава торжественно вручил им, как говорится на нашем казенном, “сертификаты”, удостоверяющие получение соответствующего дана или кю, получатели низко кланялись Учителю под аплодисменты товарищей) основатель айкидо Уэсиба собрал все лучшее, что было на то время в боевых искусствах. Аракава, будучи совсем юным человеком, увлеченным тогда дзюдо, был на одном из занятий, которое вел Уэсиба, и был захвачен его идеями.
Портрет Морихея Уэсибы всегда с ним. Вот он на окне в тренировочном зале.
Сэнсей Йосуке Аракава, глава школ Юбикай и Ханси Кобукай и обладатель 7‑го дана, на мой вопрос, чем отличается возглавляемый им Юбикай от других стилей айкидо, ответил примерно следующее: “Юбикай — для маленьких и худых. Это его особенность. Потому что в другом отличий практически нет”.
Это означает только то, что “маленькие и худые” должны быть гораздо более технически изощренны, чем те, кто обладает недюжинным ростом, весом и, значит, грубой силой.
С айкидо наши сограждане больше знакомы по фильмам со Стивеном Сигалом, где он расправляется с нападающими на него негодяями: хрясь! — рука (нога, шея) сломана.
Реальное айкидо имеет не много общего с киношным, но даже по этим лентам видно, что Сигал — а он известнейший последователь Уэсибы — использует силу и энергию нападающего против него самого. Это ключевое понятие для айкидо.
Сам Йосуке Аракава невысок и худ — точнее, человек без грамма лишнего веса. Сегодня ему уже (или все-таки еще!) 76 лет, но, кажется, он ничуточки не изменился за три прошедших года.
К слову, в его прошлый приезд спросили о Стивене Сигале. Сэнсей ответил, что с Сигалом не знаком. И это местные любители жареного трактовали так, как будто он “Сигала не знает”, — что стало предметом оживленных пересудов местных интернет-болтунов. Между “с Сигалом не знаком” и “Сигала не знаю”, сами понимаете, большая разница. 
Руководители новокузнецкого клуба “Айкидо Сан” Алексей Иванов и Виталий Костров еще три года назад рассказывали, что семинары Аракавы — это очень здорово: в Японию всем клубом не наездишься, а такой опыт иначе не приобретешь, как в живом общении с Мастером, который воспитал более 300 тысяч учеников в Японии и других странах.
“Многое зависит от главы школы, — говорили Виталий и Алексей, — он видит, в каком направлении ее развивать, изучает и синтезирует другие виды боевых искусств”. Но воскресный семинар начинается.
Сэнсей Аракава в строгом соответствии с ритуалом приветствует учеников и встает на колени, кланяется знамени-флажку школы.
А дальше все происходит, как три года назад: Аракава показывает прием, отрабатывая его в разных вариантах с опытным бойцом (это был Виталий Костров, президент клуба “Айкидо Сан”, обладатель 5 дана), а потом обходит учеников, предлагая повторить упражнение, уточняя технику исполнения раз за разом (и опять в бесчисленных вариантах) с каждым. Сначала в руках у сэнсея и его учеников деревянный тренировочный меч боккэн, а потом Мастер приступает к рукопашному бою.
Выглядит это так, как будто Аракава шутя ускользает от нападающих на него: нырок под руки “обидчика”, перехват, в результате которого противник теряет выгодную позицию, а потом и равновесие, улетая от Мастера на ковер. Это сильно, это впечатляет!
Сэнсей по-прежнему пластичен, его движения (ничего лишнего) отточены и рациональны. Я, кстати, спросил его: может ли сказать он, что достиг совершенства? Он подумал и ответил: “Да”. 
Йосуке Аракаве 76 лет. В 2012 году он вышел на пенсию, работая до этого в строительном департаменте Токио и занимаясь три-четыре раза в неделю по полтора-два часа. А теперь полностью сосредоточился на школах айкидо Юбикай и Кобуки, ибо, как он сказал, “его сэнсей умер, и теперь он должен прилежно сохранить и передать другим традиции школы”. Правда, говорит он, возраст берет свое, и он ограничивается двумя занятиями в неделю по два часа каждое (это без семинаров, где он выкладывается по полной: сэнсей ездит по разным странам мира, где есть его школы, особенно популярные в России и Германии).
К слову, в Новокузнецк снова приехала жена Йосуке Аракавы Цугиэ, обладательница, между прочим, 5-го дана. Цугиэ в молодости активно занималась современными танцами - танго, ча-ча-ча, блюз — и брала первые места в соревнованиях. Айкидо она занимается уже, считай, тридцать пять лет. Она непрерывно снимает происходящее на миниатюрную камеру и что-то подсказывает мужу и партнеру. Но этого ей, видно, мало, она подходит к паре ребят и начинает демонстрировать, как нужно выполнять задание сэнсея. Она маленькая, ладная и проводит приемы, как будто танцует. 
Не случайно же Йосуке Аракава, рассказывая о своей школе айкидо, говорил, что она “мягче” других и хороша для всех — детей, стариков, мужчин, женщин.
Потом все садятся в круг, и Аракава-сан отвечает на вопросы учеников. Вопросы разные: например, дрался ли он на улице? Нет, не дрался. Но, бывало, разнимал драчунов. Айкидо учит терпению и самообладанию.
Валерий Немиров.
Фото автора.
Валерий Немиров. Спорт 22 Сен 2016 года 1113 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.