Политика

В здравом ли уме Минздрав?

Этот вопрос возник сам собой после того, как в начале недели стали известны некоторые положения разработанной министерством “Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 — 2022 годы и дальнейшую перспективу”.
Мало того, что документ ужесточает вполне драконовское антитабачное законодательство, которое действует ныне, так он еще предлагает работодателям наказывать курильщиков удлиненным рабочим днем и “концептуально топчет” (акцизами и всяческими ограничениями) электронную сигарету — единственную, в сущности, неканцерогенную альтернативу обычной затяжке.
А больше всего поражает то, как министерская команда “специалистов по общественному здоровью” (именуемых так без тени юмора) представляет себе “дальнейшую перспективу” своего благородного дела. Она, оказывается, заключается в запрете на продажу табака людям, родившимся в 2015 году и позже, даже после достижения ими совершеннолетия.
В стране, которая отягощена реальными проблемами алкоголизации и распространения тяжелых наркотиков, такое законотворчество, высосанное из обычной сигареты, напоминает искусство расстановки коек по фэн-шую в больничном коридоре. Но еще больше изумляет убежденность спецов общественного здоровья в том, что они вправе определять, какому поколению россиян дозволяется “нырять в пучину порока”, а какому нет.
Спецы могут заявить, что в борьбе обрели они право свое — в успешной борьбе. И предъявят в доказательство этого результаты соцопросов по оценке эффективности действующего сейчас 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”. По данным социологов, потребление табака в стране снизилось с 39 (в 2009 году) до 33 процентов (в 2016 году). Успехи борьбы с привычкой к никотину среди несовершеннолетних, если верить опросам ВЦИОМ, впечатляют еще больше: с сигаретой расстался чуть ли не каждый второй подросток из числа куривших прежде…
Да и Росстат подтверждает снижение продаж табачных изделий почти на четверть. Правда, никакие соцопросы и официальная статистика не в состоянии оценить масштабы контрабанды и неучтенного производства сигарет в самой России. Ясно только, что в такой стране, как наша, рынок привычно реагирует на искусственно вызванный взрывной рост розничных цен на табак массовыми манипуляциями с нелегальной продукцией.
К слову, на днях Росстат представил ежегодный сборник “Регионы России. Социально-экономические показатели”, из которого следует, что с 2013 по 2015 год россияне стали есть меньше мяса (на 2 кг в год на человека), рыбы (на 5 кг), сахара (на 1 кг), молока и молочных продуктов (на 9 кг). Эксперты объясняют это снижением покупательской способности населения, что ясно и без экспертиз. Табак, напомню, тоже относится к категории продовольственных товаров. Так что успехи широко разрекламированной антиникотиновой кампании вполне укладываются в “тенденцию перехода к менее калорийной диете”.
В Минздраве, впрочем, уже успели заявить, что разослали новую концепцию по различным ведомствам в качестве проекта, который нуждается в обсуждении. Возможно, так оно и есть. У нас в России есть несколько тем для бесконечных дискуссий, когда людей в момент того или иного кризиса надо чем-то занять.
Затеять очередной перевод часовой стрелки — вроде как рановато еще. Начать новый цикл споров насчет выноса тела из мавзолея тоже не очень своевременно — по этой причине в год столетнего юбилея Октября может случиться большой мордобой. Зато в самый раз обсудить, как нам загасить сигарету. Но так, чтобы не перестараться. Все-таки она, подлая, дала бюджету в прошлом году около 400 миллиардов рублей акцизного сбора — почти в 4 раза больше, чем в 2010 году. Тогда антитабачная кампания только начиналась, и не все еще сообразили, что к чему.
Александр Денисов.
Александр Денисов. Политика 14 Янв 2017 года 2980 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.