Политика

Тёмная сторона рынка занятости

Пока шли многолетние споры, насколько могущественна “невидимая рука рынка”, по меньшей мере 7 миллионов россиян натянули “перчатки с эффектом невидимки” на свои мозолистые длани. А, возможно, и - наоборот — на не ведающие труда ручки. Поди разбери, если их в упор не видать.
Вице-премьер Ольга Голодец, выступая в Совете Федерации, заявила о разработке правительством законопроекта, обязывающего не работающих, но вполне трудоспособных граждан платить взносы за медицинское обслуживание. Если они, конечно, не студенты, не солдаты-срочники, не матери, занятые воспитанием детей, и не безработные, официально признанные в этом качестве.
Слова вице-премьера были поставлены под сомнение пресс-службой кабмина. Мол, пока что есть только идея, которую обсуждают в Минтруда. Но удивление вызывает не столько поспешность заявления Ольги Голодец, сколько медлительность правительства, которому давно пора озадачиться этим вопросом.
Всего в трудоспособном возрасте нынче пребывают 76 миллионов россиян. И примерно десятая часть этого ресурса исчезла из поля зрения чиновников, имеющих отношение к подсчетам “человеческого капитала”. Чем заняты инкогнито, официально не зафиксированные даже в качестве соискателей работы, не знают ни налоговая служба, ни Минэкономразвития, ни Минтруда, ни Росстат.
Казалось бы, что с того? У нас, согласно Конституции, не только труд свободен, но и человек от него. Не хочешь — не работай. Никто не обязывает.
Однако есть Фонд как раз ОБЯЗАТЕЛЬНОГО медицинского страхования (ОМС). И, в соответствии с законом, работодатели перечисляют туда 5,1 процента от суммы зарплаты каждого работника. Только как быть, если работодатель отсутствует, поскольку нет и самого работника, а есть просто лицо неопределенного рода занятий (то ли “немножко по бизнесу”, то ли асоциальный элемент, то ли просто любитель уединенного досуга), которое никаким фондам ничем не обязано. Что не мешает ему в случае надобности обращаться за бесплатной медицинской помощью наравне с налогоплательщиками.
Предвижу насмешливые комментарии читателей насчет бесплатного российского здравоохранения. Сам бы поупражнялся по поводу этой как бы пожалованной налогоплательщикам льготы, если бы не парочка медицинских фактов. Во-первых, для упомянутой выше категории населения, не отягощенной какими-либо взносами в копилку государственного здравоохранения, оно действительно абсолютно бесплатное. А во-вторых, недоимок в Фонд медицинского страхования много больше - кроме 7 миллионов “невидимок” имеется еще тьма “терминаторов”. 
Шварценеггер здесь ни при чем, поскольку Голливуд всего лишь позаимствовал этот термин у астрономов, которые называют так планетарную границу дня и ночи. Просто ученое словечко как нельзя лучше определяет статус работников на линии раздела теневой и легальной экономики. Шварценеггер, конечно же, один и неповторимый, а вот “терминаторов” у нас, по подсчетам Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), аж 20-23 миллиона. По официальной ведомости они получают, как правило, минимальную зарплату, исходя из которой работодатель и делает отчисления по ОМС. Впрочем, это все-таки больше, чем ничего. А вот как быть с “невидимками”?
В Белоруссии, как известно, проблему попробовали решить радикальным образом - с этого года каждый трудоспособный гражданин, если он не работает, обязан сам перечислять в госбюджет налог “в размере 20 базовых величин” в год. (Это примерно 14 тысяч в пересчете на российские рубли.) Иначе наступает ответственность в виде штрафа или административного ареста с привлечением к общественно полезным работам.
Отчасти это напоминает советскую практику борьбы с тунеядством. Рудимент, однако. Но оставить все как есть было бы явной несправедливостью по отношению к законопослушным налогоплательщикам. Есть, правда, еще один вариант решения проблемы: отказать “невидимкам” в бесплатном медицинском обслуживании. Нет страхового полиса — плати согласно прейскуранту.
Негуманно?
Между тем на этом принципе зиждется здравоохранение большинства стран. Возьмем для примера израильское, поскольку у нас оно почитается едва ли не как идеально организованное. Там от уплаты медицинского налога освобождены только солдаты-срочники и репатрианты в первый год пребывания в Земле обетованной. Есть у человека доход или нет - не имеет значения, вычеты в больничные кассы производятся автоматически с любых соцпособий и зарплат, а если кто живет святым духом — платит самостоятельно. Больше того, таким налогом, правда, по минимальной ставке, обременены израильские граждане, живущие за границей. Всякий неплательщик, если он таки вернулся в родимые палестины, может вновь обрести статус постоянного жителя страны (со всеми вытекающими отсюда правами), лишь уплатив медналог за годы своего отсутствия, причем в многократном размере…
Короче говоря, образцовое здравоохранение, оно буквально дорогого стоит.
Александр Денисов.
Александр Денисов. Политика 01 Окт 2016 года 1145 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.