Политика

Азазель турецкого разлива

Меняющиеся, как в калейдоскопе, отношения наших государств, от любви до ненависти и обратно, сделали Турцию поставщиком едва ли не самых многочисленных новостей в отечественных СМИ. С разной степенью успешности сравниваются властные вертикали стран и правящие персонажи, силы на (не дай бог) черноморском театре военных действий, перспективы экономики вообще и торговли в частности, имперские замашки. Присоединимся.
Турцию военными переворотами не удивишь. С 1960 года только “удачных” случилось четыре. И, как ни странно, каждый из них проходил под лозунгами возврата к заветам Кемаля Ататюрка. Как стремление от клерикализации к светскости, демократии и западным ценностям. Последний - трехнедельной давности — сменой верховной власти не увенчался. И организация хромала, и народ не поддержал. Было бы странно ожидать от победителя - им без всякой натяжки может считать себя действующий президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган — милости к побеждённым, но массовые чистки в судах и прокуратуре, образовании и здравоохранении, в культовых структурах кажутся неожиданными, хотя и, очевидно, подготовленными властями. Уже через две недели после путча “вычистили” более шестидесяти тысяч сотрудников государственных и частных учреждений. “На мороз” отправлена пятая часть судейского корпуса страны. Но львиная доля (без малого пятьдесят тысяч) работники сферы образования — школьные учителя и преподаватели вузов. Уже на следующий день после попытки переворота вузовским преподавателям было запрещено покидать страну под любым предлогом.
Президент Эрдоган обвинил в организации военного переворота своего бывшего соратника проповедника Фетхуллаха Гюлена, который вот уже почти два десятилетия живёт в США. Вчера турецкий суд выписал ордер на арест богослова. Почему Гюлен? Зачем массовые репрессии в образовании?
Проповедник Гюлен личность примечательная. Ровно полвека назад, не будучи ещё даже тридцатилетним, он создал свою первую частную школу в Измире и довольно быстро стал известным в округе. Он умел найти деньги на обучение детей из бедных семей. Вскоре вступил в конфликт с местным духовенством и вынужден был переехать. Уже в восьмидесятых он вновь берётся за организацию школ. Теперь системно. И уже к 2004 году таких школ и вузов насчитывается, по разным оценкам, от тысячи до полутора тысяч в 140 странах мира! Учебные заведения Гюлена хорошо оснащены и технически и кадрово. Декларируются принципы межнационального и межкультурного диалога, веротерпимости. Упор на математику, физику, химию. Цель Гюлена — создание “золотого поколения”. Так говорят его сторонники.
В то же время, обрастая миллионами последователей, деятельность Гюлена вызывает тревогу во многих странах, включая Россию и страны бывшего СССР. Гюленовцев называют “сектой” и видят перспективы неконтролируемого влияния на политику не только Турции, но и других государств. Кроме того оппоненты считают Гюлена накрепко связанным с ЦРУ.
Помните первый и, пожалуй, самый громкий роман Бориса Акунина “Азазель” или хотя бы фильм, снятый по этому роману? Главный отрицательный персонаж там леди Эстер — “старушка — божий одуванчик”, опутавшая весь мир сиротскими приютами, где открывались детские таланты, сироты получали прекрасное образование, чтобы сделать карьеру в разных областях общества с одной конечной целью - мировым господством, ни много ни мало. И с благими, казалось бы, намерениями - улучшением этого мира. Выходцы из “эстернатов” входили в глубоко законсперированную организацию “Азазель”. В чём-то подобном и обвиняют Гюлена его противники. Только масштаб пожиже. Говорят, что в конце 90-х только в турецкой полиции насчитывалось до 70 процентов последователей проповедника. И каждый якобы должен был отдать свою первую зарплату на благо “института Гюлена”. Азазель, к слову, ветхозаветный демон, научивший мужчин изготавливать и использовать оружие, а женщин — пользоваться косметикой, то есть обманывать окружающих.
Таким образом, борьба между президентом Эрдоганом и проповедником Гюленом идёт не только за нынешнюю власть в Турции, но и за её будущее — молодёжь. Причём нельзя не заметить, что вектор, задаваемый нынешней властью Турции, гораздо более “исламистский”.
Теперь пару слов о нашем образовании. Российский вице-премьер Ольга Голодец, курирующая в правительстве социальную сферу, за день до неудавшегося переворота в Турции, заявила, что высшее образование необходимо только трети населения России. Остальным достаточно среднего специального. На днях же прошла по лентам информагентств новость, что в Министерстве образования считают возможным сократить в будущем году количество бюджетных мест в вузах на сорок процентов. А вот статистика по Новокузнецку, озвученная городским комитетом образования и науки: из почти десяти тысяч выпускников, окончивших в 2012 — 2015 годах дневные общеобразовательные учреждения Новокузнецка, 85 процентов поступили в вузы. Многовато, с точки зрения правительства. Вспомнилась турецкая пословица: “Если бы все были умными, некому было бы коров пасти”. 
А морали никакой не будет.
Вадим Тартышин.
Вадим Тартышин. Политика 06 Авг 2016 года 1074 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.