Политика

Аэровокзал для двоих

Одиннадцатичасовая разница во времени и, возможно, нелетная погода заставляют не без осторожности написать, что вчера в аэропорту Гаваны должна была состояться встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Сообщать о чем-либо в предположительном духе — против правил журналистики, но пройти в субботней передовице мимо такого уникального информационного повода грешно даже для газетчика-атеиста.
За последнее тысячелетие верховные иерархи православия и католицизма встречались только раз: в 1965 году Константинопольский Патриарх Афинагор и глава Ватикана Павел VI предприняли “жест справедливости и прощения” — сняли взаимные анафемы, коими церкви подвергли друг друга еще в 1054 году. Однако в тогдашней совместной декларации сообщалось, что этого “недостаточно для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним”. Предстоятели же Русской православной церкви с главами Римского престола не встречались никогда.
Между тем папские легаты, возвращавшиеся в том злопамятном 1054 году из Константинополя, побывали на обратном пути на Руси, чему предшествовали весьма драматичные события. Папа Лев IX запросил у Византии военной помощи против норманнов, обосновавшихся на юге Италии. Нижайшую эту просьбу облек, однако, в форму требования защитить свою особу как наипервейшую среди властителей христианской церкви. В обоснование сего статуса и в назидание незрелой братии папские легаты предъявили Константинопольскому Патриарху Михаилу перечень заблуждений и даже ересей, в которых, по мнению Рима, погрязли единоверцы на Востоке. Ну и, разумеется, последовала яростная отповедь Патриарха. Дело кончилось (а раскол начался) обменом анафемами в Софийском соборе Константинополя.
В Киеве, где, как говорится, о произошедшем за морем не ведали ни сном ни духом, папских посланников, возвращавшихся в Рим, приняли с должными почестями местное духовенство и великий князь Изяслав, только что наследовавший умершему в том же году Ярославу Мудрому. Позже среди Ярославичей разразится междоусобица, вызванная отнюдь не богословскими спорами, что не помешало Изяславу, изгнанному из Киева, бить челом в Риме. Он, старший из братьев, найдет в конце концов свою погибель в одной из битв за первенство среди русских князей, о чем упомянуто в “Слове о полку Игореве”. Но, как бы там ни было, Русь осталась верна православию византийского обряда, воспринятому еще при Владимире.
Спустя столетия попытка объединить христианские церкви православного и католического толка воплотилась в Греко-Католической унии, но не более того.
Я спросил у отца Алексея, настоятеля новокузнецкого храма Св. Иоанна Златоуста, где сосуществуют два прихода — униатов и католиков, что он думает о встрече на Кубе. Тот ответил, что особых перемен, по его мнению, не предвидится, однако личный контакт на таком уровне — уже само по себе дорогого стоит.
…Итак, вчера предстоятели Русской православной и Римской католической церквей, следуя в Америку (Кирилл в Бразилию, а Франциск в Мексику), должны были “не разминуться” после транзитной посадки в международном аэропорту Гаваны, для чего кубинцы перенесли все иные рейсы на другой аэродром. Встречу готовили два года. Накануне было объявлено о согласовании совместной декларации. Никто не рассчитывает, что она сообщит о преодолении расхождений христиан в толковании канонов, догматов и литургических вопросов. Зато наперед было известно: главы церквей осудят терроризм и, в частности, гонения, вызванные религиозной нетерпимостью. Кроме того, документ отражает тревогу по поводу отказа от христианских заповедей в самом христианском мире, который развитием своим обязан этим устоям…
Под такой декларацией, безусловно, могли бы подписаться и главы других христианских конфессий, но, говорят, проблема в том, что в мире насчитываются десятки крупных объединений протестантского толка. И непонятно, чей предстоятель (от лютеран, евангелистов, англикан..?) вправе поставить свою подпись под единой декларацией христиан.
Это нетерпеливые газетчики могут сетовать на 11-часовую разницу между Кубой и Кузбассом, а для адептов церкви довольно условна даже разница во времени между веком трансконтинентальных авиаперелетов и эпохами норманнов, Византийской империи или, скажем, Реформации. Медленно течет время в руце Божией.

Александр Денисов Политика 14 Фев 2016 года 1746 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.