Культура

“Не скажу о живых, а покойников мы бережём”

086_30_2012.jpgСейчас часто слышится мнение, что нечего, мол, из Высоцкого делать притесняемого властями страдальца и жертву тоталитарного режима. Он имел все: главные роли в театре и кино, жену-красавицу, француженку, как Брежнев ездил на “мерседесе”. Невыездным не был - полмира объездил, а уж из Франции почти не вылазил. Не говоря уж о всенародной славе и любви в СССР.

Все вроде так… Но это — внешне. Так рассуждать могут только не познавшие на себе, что значит всю жизнь считать своим главным делом поэзию, написать сотни песен и стихов и при этом не иметь ни одного изданного поэтического сборника. Быть народным — и не иметь даже звания заслуженного. До смерти.

Конец 1950-х годов. Общественное обновление всех сфер жизни. Поэзия собирала огромные залы! Зазвучал в полную силу голос Театра на Таганке. Вокруг театра объединились лучшие поэты.

Алла Демидова: “Атмосфера в театре была для всех единой, а вырос из нее крупным поэтом один Высоцкий”.

И хотя у него сильно звучала и военная тема, но общая направленность его песен не могла быть в “колее” официальной идеологии.

С песни “Охота на волков” в 1968 году, написанной в связи с травлей В. Высоцкого в прессе и получившей политический оттенок после ввода советских войск в Чехословакию, власти приклеили ему ярлык антисоветчика.

Высоцкий за всю жизнь не собрал ни одного официального концерта. Имея зарплату в 150 рублей в театре, он был вынужден постоянно гастролировать. “Творческие вечера” организовывались через различные общества: книголюбов, “Знание” и другие. И, естественно, его травили в прессе и заводили судебные дела за “частную предпринимательскую деятельность”. Так было после гастролей у нас, в Новокузнецке, в 1973-м, в Ижевске — в 1979 году.

Какое тут душевное равновесие? Вечный стресс. Отсюда и обострение пагубных наклонностей.

О любом певце сегодня говорят: его слушала вся страна. Не уверен. А вот Высоцкого истинно слушали и любили все — от дворника до профессора. И даже те люди в чиновничьих креслах, которые официально его запрещали, не прочь были частенько под коньячок и икорку послушать “живого” Высоцкого. Все в духе той ханжеской идеологии… “Меня зовут к себе большие люди, чтоб я им пел “Охоту на волков”. Приглашали отделы КГБ и ЦК КПСС. Так доставали, что Высоцкий стал отказываться.

Вадим Туманов: “Однажды Володе позвонила домой женщина и предложила дать концерт работникам секретариата ЦК КПСС. Высоцкий сухо ответил: “Не располагаю временем”. Изумлению приглашающей не было границ”.

Чиновники неоднократно обещали выход пластинок. В 1975 году вместе с Мариной Влади на приеме у министра культуры П. Демченко Высоцкий просил об издании диска с песнями в исполнении Влади. Решение было принято, но выход затягивался. Даже после повторного звонка министра в “Мелодию” диск так и не вышел. Позже, когда Высоцкий сделал свои записи во Франции, Демичев как ни в чем не бывало спросил: “Вы не привезли мне свои новые пластинки из Парижа?” Тот ответил: “Зачем они вам, ведь вы можете выпустить их здесь”. На что министр, достав пластинки, похвалился: “Мне их уже привезли!”

А когда Любимов сказал о плохой аранжировке тех записей, артист с грустью ответил: “Хорошо, что хоть так вышел, мне же выбирать не приходится”.

Поэтов Высоцкий боготворил и сам себя считал поэтом. Вся страна слушала его песни - и ни одной публикации!

Юрий Визбор: “Володя всю жизнь боролся с чиновниками. Они видели в нем блатнягу, пьяницу, пошляка. В то время как истинные пошляки и бездари издавали сборники, их лишь легко журили. А то, что делал Высоцкий, рассматривалось под сильнейшей лупой”.

Андрей Вознесенский: “Я неоднократно пробовал пробить его стихи, проломить ватную стену предубеждения”. В результате за всю жизнь — одно крохотное стихотворение в альманахе “День поэзии”.

Высоцкий, постоянно чувствуя свою ущемленность, радовался любой приятной мелочи. Друзья, зная это, старались сделать ему приятное. Администратор театра В. Янклович сделал к 40-летию друга двухтомник его песен.

На Центральное телевидение вход Высоцкому был закрыт. Из-за бунтарской направленности спектаклей Театра на Таганке не было сделано записей. Сохранились лишь отдельные — любительские — фрагменты. А ведь это шедевры!

В 1977 году на вечере советской поэзии в Париже выступали Окуджава, Симонов, Евтушенко, Рождественский. Последнее слово было за Высоцким. По мнению авторитетов, его выступление было не точкой, а восклицательным знаком. Однако наше телевидение показало всех, кроме Высоцкого.

Единственная запись, которую сейчас нам показывают, была сделана 22 января 1980 года режиссером Ксенией Марининой для передачи “Кинопанорама”.

Игорь Шевцов: “Высоцкий со всей серьезностью отнесся к этому предложению, но и здесь получил неприятность. “Я как полный… выкладывался. Сделали запись… А потом Маринина попросила меня: “Владимир Семенович, не могли бы вы позвонить М.А. Суслову?” Я аж взвился: “Да идите вы!.. Вы же сказали, что все согласовано?” Впервые эта запись вышла только в 1988 году на 50-летие Высоцкого. Но мы и за этот единственный сюжет благодарны женщине, осмелившейся его записать.

Сделаны были записи на болгарском, польском, французском ТВ, но только не на своем.

Прочие артисты легко получали звания, бывало, по одному лишь звонку их покровителей.

Высоцкий проработал в театре 14 лет, стал ведущим артистом, имел заслуженную славу, но даже после сыгранных им Гамлета, Жеглова и Дона Хуана не заслужил, представьте, и звания заслуженного артиста… Как не заслужил места среди 10-тысячного (!) писательского союза.

Руководство Театра на Таганке периодически подавало списки актеров на присвоение званий, но чиновники от культуры фамилию Высоцкого постоянно вычеркивали. В 1978 году заявка была подана на троих: Высоцкого, Золотухина, Шаповалова. Золотухин до этого “провинился”. Высоцкого — под сукно. Звание получил третий, понравившийся Гришину в спектакле.

В январе 1980 года, после оглушающего успеха “Места встречи…”, власть от культуры просит подать документы на Высоцкого. Узнав об этом, тот среагировал на удивление всем спокойно: “Еще не заработал, вот не дадут — вам будет больно, а мне — обидно. Еще поработаю - тогда”.

Но друзья отмечали, что даже пройдя через все унижения и обиды, душа Владимира Высоцкого осталась нежной и отзывчивой.

Даже смерть Владимира Высоцкого помешала властям. Теперь уж - провести Олимпиаду.

Алла Демидова: “Мы не могли даже опубликовать настоящего некролога”. Спасибо “Вечерке”. Лишь она отважилась поместить крохотное сообщение в траурной рамке: “Умер артист…” Просто артист, без званий. Только над гробом были произнесены слова запоздалой любви и настоящие его “звания”.

Никита Михалков: “Умер Народный артист Советского Союза! Я не оговорился: он был истинно народным”. Алла Демидова: “Нам трудно оправдываться. Но возможно ли руками удержать взлетающий самолет?”

Началась посмертная конкуренция. Каждый стремился запечатлеть в истории свое имя рядом с ним.

И только через семь лет, с глотком свободного воздуха в стране, Высоцкий дождался не полученных при жизни почестей. Посмертно Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР 1987 года за “создание образа Жеглова и авторское исполнение авторских песен”.

Георгий Марков (председатель Союза писателей СССР в 1977-1986 годах, тот самый, при котором на неоднократные заявления о приеме в Союз писателей Высоцкий получал отказы): “Неоднозначно в нашем искусстве рассматривалось творчество Владимира Высоцкого. Думается, присуждение ему премии — в какой-то степени восстановит справедливость по отношению к талантливому певцу, поэту, артисту”.

Юрий Любимов: “Я считаю Высоцкого своим другом. Он замечательный поэт и сыграл большую роль для России. Это чудо, что в закрытом обществе он пел все, что хотел, безоглядно, и что успел выполнить свою миссию, несмотря на травлю. Для властей он был персона неудобоваримая, несмотря на всенародную любовь. Жить Владимиру Высоцкому было крайне унизительно и тяжело. Они могли сделать с ним все, что хотели. Он в творчестве не успел стать заслуженным, перейдя в ранг народного”.

Наперекор царящей лжи он нес людям правду и делал это до самого конца.

“Мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть чем оправдаться перед ним”.

Александр Мананников Культура 26 Июл 2012 года 408 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.