Культура

На материке Солженицына

“Дорогие друзья! Для меня большой радостью было узнать, что свою очередную работу над русской классикой, вашу театральную лабораторию вы назвали “Материк Солженицына” и выбрали для постановок не только известные многим еще со школы рассказы “Один день Ивана Денисовича” и “Матренин двор”, но и никогда прежде не бывшие на сцене “Абрикосовое варенье” и “Бодался теленок с дубом”.

Всей душой желаю вашему театру успеха в освоении нового “Материка”, успеха каждому из создателей эскизов-спектаклей — сценаристам, режиссерам, актерам. Очень надеюсь, что нам в Москве удастся посмотреть запись вашей работы, а в будущем — и живой спектакль, если какому-то из эскизов будет дана большая жизнь. Сердечно ваша Наталия Солженицына”.

005_10_2018.jpgВот такое письмо вдовы большого русского писателя получили наш драматический театр и театральная лаборатория, которая в этом году посвящена столетию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына и его творчеству.

Проза в принципе не так легко переносится на сцену, тем более рассказы Солженицына, основанные на повествовании, лишенные сценического действия, не так легко поддаются постановке. Для этого требуется времени значительно больше, чем четыре дня, которые тратились на эскиз. Потому и эскиз, что это набросок, хоть и работают актеры с утра до ночи, на износ. И вполне может показаться эта затея жульничеством организаторов. Этих лабораторий несколько по стране, но основанных на большой литературе немного, если новокузнецкая не единственная. И можно подумать: вот уж классиков бы не трогали.

Но самое удивительное, все пять лабораторий (по Достоевскому, Тургеневу, Маяковскому, Лескову и Солженицыну) прошли на подъеме, с успехом у зрителей. Несколько эскизов вошли в афишу театра, эскиз “Муму” попал на “Маску-плюс”, а “Живой Маяковский” прошел на нескольких фестивалях.

Второе дыхание, что ли, открывается у актеров. Они должны бы падать с ног от усталости, но крепко стоят на ногах. Они вдруг проявляются с новых сторон, словно на крыльях вдохновения. И буквально в каждой лаборатории почти все, если не каждый эскиз, — это цельное произведение, это художественное высказывание. И в каждом таком небольшом спектакле, непременно ансамблевом, есть одна или несколько особо ярких ролей.

И эскизы по Солженицыну были динамичными, захватывающими, волнующими, начиная с первого — “Абрикосового варенья”, полного метафор. Великолепная режиссерская работа Тимура Кулова. В спектакле грубо сколоченные ящики представляли собой и теплушки, и гробы. А прикормленные властью писатели справляли свою трапезу на костях поверженных и погибших в лагерях людей. На разрыв аорты работает в спектакле Андрей Грачев (Федор Иванович). Выразительны Олег Лучшев (политрук), Анатолий Нога (писатель), Александр Шрейтер (Ефим Мартынович). Особенно интересен новый актер Никита Пивоваров в роли киношника Василия Киприановича, приниженного гостя важного писателя.

005_11_2018.jpgПосле каждого спектакля зрители выбирали один из трех выданных им листочков. “Эскиз безоговорочно принять и оставить в репертуаре”, “Эскиз принять с условием доработки” и “Забыть эскиз, как страшный сон”. В заключение лаборатории подсчитали результат. Больше всего голосов было за второй эскиз - “Матренин двор” режиссера Юрия Печенежского. В отличие от других эскизов этот шел на большой сцене и был более понятный, стройный и даже лиричный. Во многом, благодаря актерским работам Натальи Пивоваровой (Матрена, на фото) и Андрея Ковзеля (автор).

Самое известное и первое произведение Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, пожалуй, одно из наиболее мягких про эпоху ГУЛАГа, да и день-то был автором выбран удачный. Правда, все равно читается рассказ как трагедия. Постановщик Эдуард Шахов добавил в эскиз к рассказу сцены из “Архипелага ГУЛАГ”. И “тяжелые” сцены, трагическая атмосфера в эскизе стала доминантой. Мне не очень понятно было обрамление произведения писателя бурной сегодняшней дискотекой. Невнятной была и роль охранников в облике диджеев. Что-то хотел этим сказать режиссер. Но мне было непонятно, что. При этом, конечно, артисты добросовестно работали. И, конечно, хорош был Евгений Лапшин в образе Шухова.

Руководитель этого театрального проекта Александр Вислов (на фото), разносторонне одаренный человек, талантливо проявляет себя и в режиссерской ипостаси. Его сценическая композиция по произведению Солженицына “Бодался теленок с дубом”, объединенная с документами и письмами второй половины ХХ века, получилась и документально-публицистической, и художественной, и убедительно театральной. Замечательно работают актрисы, играя мужчин, членов правления Московской писательской организации, известных людей. По крайней мере быстро смиряешься с тем, что женщины в брючных строгих костюмах и галстуках - это мужчины (на фото). Это не реалистический театр и не надо искать сходства с поэтом Дементьевым и другими конкретными лицами. Илона Литвиненко исполняет текст от автора. Она играет (мало подходит сюда этот глагол) не Солженицына, а его слово, и делает это очень деликатно и убедительно. Комедийную ноту вносит в это драматическое повествование Андрей Ковзель, выступая в образе Никиты Сергеевича Хрущева. Этим эскизом закончилась лаборатория “Материк Солженицына”.

Думаю, что и эти маленькие спектакли достойны того, чтобы посмотрело их как можно больше зрителей. И театралы не все смогли попасть на эти показы. Хотелось бы, чтобы эскизы, на которые затрачено столько сил, не были бы одноразовым представлением.

Татьяна Тюрина.

Сергей Косолапов (фото).

Татьяна Тюрина. Культура 24 Янв 2018 года 1032 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.