Культура

Музыка умиротворения и отдыха

Шаманский бубен, бонги, дарбука, думбек — перечисленные музыкальные инструменты для Новокузнецка скорее экзотика, чем дело привычное. Мастеров, владеющих ими, в нашем городе наверняка можно пересчитать по пальцам. Поэтому концерт перкуссионного музыканта Виталия Иванова (в музыкальных кругах известного как I.V. A) стал для нас событием еще более приятным и исключительным. Виталик (так его называют друзья) дарит миру неземное звучание совсем необычного для нашего слуха и зрения перкуссионного инструмента под названием “хэнд пан”. 
Первым делом стоит разобраться с тем, что такое перкуссионные музыкальные инструменты. Здесь все просто — звук из них извлекается при помощи рук: постукивание, поглаживание и так далее. За этим делом, примерно за полтора часа до концерта, мы и застали Виталия. Настроить себя и инструмент на нужный лад — дело необходимое. 
149_23_2015.jpg

— Это наш первый выездной концерт, — откладывая в сторону хэнд пан, внешне очень напоминающий летающую тарелку, — поясняет нам Виталя. — Буквально месяца два-три назад в Новосибирске совместно с друзьями организовали новый проект “Неокам”. До этого у меня в Питере был другой коллектив. Просто так получилось, что познакомился с ребятами из Сибири, и со временем наши дороги сошлись. Сегодня совместно с нашим гитаристом Артуром Вшивковым даем концерт. Вообще концертный нструмент у нас довольно большой, но в основном выступления построены на хэнд пане — аналоге швейцарского ханга. Несем его звук в массы. В Сибири этим пока мало кто занимается. Его звук несколько иного качества, нежели тот, что люди привыкли слышать на современной эстраде. Это музыка умиротворения, погружения в себя, задумчивости и отдыха. 
— В чем особенность его звучания, которое способно оказывать на человека подобное действие? 
— Сложно описать. Его нужно просто слушать и чувствовать. Звучание действительно необычное и соответствует своему внешнему виду - подобию тарелки НЛО. Конечно, звук уникален только в том случае, если это качественный инструмент, сделанный хорошим мастером. Нам очень приятно нести этот звук людям, показывать, как он созвучен с другими инструментами. Во время выступлений также используем варганы, пимак - традиционную флейту североамериканских индейцев, гитару. Опять же многое зависит от уровня музыкантов. Иногда достаточно даже “зависнуть” с хэнд паном и гитарой на двух-трех нотах и просто гулять по ним, наслаждаясь именно звучанием. Технические приемы уходят на второй план. А вообще есть такая пословица: “Говорить о музыке — то же самое, что плясать об архитектуре”. Поэтому лучше один раз услышать. 
— Бывает ли такое, что выступления, помимо других музыкальных инструментов, сопровождается вокалом?
— Главное сейчас для нас, как молодого коллектива, сыграться друг с другом. Инструментов много, и нам необходимо прийти к тому, чтобы они звучали равномерно. В дальнейших планах у проекта “Неокам” есть идея приглашать музыкантов, вокалистов, которые будут с нами выступать и, возможно даже, станут частью коллектива. Нам очень интересны такие инструменты, как габой, виолончель, и вообще все, что благозвучно и сонастроено с нашим звучанием. Главное, чтобы их звук нес положительные вибрации. Что касается вокала, то, в первую очередь, интересно работать с самобытными вокалистами, у которых природный чистый голос. Например, был опыт взаимодействия с такими исполнительницами, как Светлана Патрушева, Елена Носова из группы “Ветер всем” и с замечательной джазовой исполнительницей, выступающей под псевдонимом Papua. Под наш аккомпанемент можно петь что угодно — это могут быть мантры, вокализы, птичий язык приветствуется. Главное, чтобы в самом звуке и его подаче было содержание. 
— Были ли у вас эксперименты по обмену опытом? Возможно, какие-то навыки и техники игры были подсказаны мастерами из других стран?
— Дело в том, что техники игры, которые применимы для перкуссионных инструментов — будь то дарбука, думбек, табла, — применимы к нашему хэнд пану. Конечно, поскольку это все-таки более мелодичный инструмент, у него есть свои нюансы, поэтому он до сих пор исследуется. В нем есть много фишек, с которыми можно сделать много интересного, экспериментировать. Вообще мировое ханг-сообщество очень активное и подвижное, его музыканты постоянно взаимодействуют между собой. Проводятся фестивали в Америке, Англии, России. Музыканты из других стран приезжают к нам в страну. Приглашают и нас к себе. Например, нам поступало приглашение выступить в Англии, Румынии. Но сейчас для нас главное сделать качественную концертную программу. Мы хотим, чтобы весь мир знал, что в России тоже есть что показать. И мы работаем над этим. 
— Для вас каждое выступление - это импровизация или готовое, отрепетированное действие?
— Конечно, мы много репетируем, ведь это прежде всего вопрос уважения к зрителям. Выйти на сцену совсем неподготовленными мы себе позволить не можем. Но в то же время мы всегда оставляем место и для импровизации. Сегодняшняя наша программа состоит как из готовых и отрепетированных композиций, так и недавно написанных, открытых для импровизаций. Буквально вчера вечером, получается за день до концерта, написали композицию, которую назвали “Дорога на Алтай”. Хотя и в уже готовых, хорошо отыгранных вещах на концертах всегда можно поэкспериментировать.
Валентин Волченков (фото)
Марина Паноинте Культура 24 Дек 2015 года 546 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.