Культура

Главное, чтоб настроение было

-А где дверь-то? — удивленно спросил наш водитель, когда мы подъехали к дому № 77 на улице Ленина со стороны трамвайной линии.
— Да вот железная, — показал ему фотокор на почти сливающуюся с фасадом, без крыльца дверь. И через несколько минут мне: — Стучите громче. Не услышит.
Но у Сергея, по фамилии великого композитора, Варламова нормально со слухом, поскольку и сам он музыкант-любитель. Он сразу открыл нам дверь. И мы вошли в полуподвальное помещение.
В мае, когда управление культуры выселило “Кузнецкую слободу” с Октябрьского, 6, мы пообещали Варламову, что приедем посмотреть, как он устроится на новом месте.
— Но ты-то не пострадал? — сказала я Сергею.
— Как сказать. Было неприятное ощущение, словно на улицу выкинули (мастерская Варламова находилась на Октябрьском, 6, рядом с выставочным залом). Хоть не на улицу, а сослали в подвал. Если на то пошло, у меня за сорок лет — полсотни таких мастерских было: и подвальные, и полуподвальные. Даже три гаража было.
Сергей Варламов — известный в городе и за его пределами резчик по дереву. В Новокузнецк приехал из Ижевска в 1980 году. Тогда здесь, говорит он, профессиональные художники прикладников за творческих людей не держали. Да и сейчас не очень жалуют. Хотя последние лет пять называют его “мастером”. Их, мастеров прикладного творчества, в нашем городе считаные единицы. Это в центральной части России промыслы. А у нас они в зачаточном состоянии. Хотя вся стена новой мастерской увешана дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами городского и даже областного уровня (их около тридцати за шесть лет накопилось).
Мы спустились в полуподвальную территорию. Полумрак. С двумя-тремя шариками в коридоре небольшая искусственная елочка. (“У нас Новый год каждый день”, — пошутил Сергей.) На стене яркая вывеска с резным обрамлением: “Кузнецкая слобода”. Союз художников России, Новокузнецкое отделение. Дом творческих союзов”.
Варламов, видимо, из тех людей, кто самое неприспособленное для работы или жизни помещение пытается приспособить. “Этот иконостас мы с моей лучшей ученицей Еленой Тищенко делали”. На удивление, ученики его не разбежались при переезде из центра города в Кузнецкий район. Резьбе по дереву учатся у него и врачи, и милиционеры, и шахтеры. Лена - бухгалтер. Занимается новым для нее, причем мужским ремеслом два с половиной года. Уже и дипломы с выставок имеет.
Иконостас стоит в почти пустой комнате, пока, как сказал Варламов, “ничьей”. А сам он поселился в мастерской Ольги Прониной. Про гончара Ольгу наша газета тоже рассказывала. Сама она перешла в мастерскую керамиста Приходкина, уехавшего в другой город. У Ольги появилась помощница Анна Волошина, выпускница Кемеровского художественного училища. Работает по керамике. В ряд стоят симпатичные вазы. К сожалению, Ольги в этот день не было.
Ее бывшую мастерскую, то есть комнату, на стенах которой были грибок и плесень (мы и про это писали), Варламов перегородил различными шкафами. Получилось что-то вроде квартиры в несколько комнат с крошечными кухней и столовой. На стенке фотографии любимой внучки. Настенька приходит к деду и хочет учиться у Ольги Прониной крутить на гончарном круге чашки.
— Окна купил. Буду менять, — говорит Сергей. Собирается отбить стенку у окон и плиткой отделать. — Руки-то есть. И откуда надо растут.
— А мне в принципе нравится здесь. Помещение устраивает. Я сорок лет резьбой занимаюсь, и так важно, чтобы к месту, где ты это делаешь, душа лежала. Здесь сразу душа легла. И настроение творческое появляется. Хотелось бы сувенирное производство с сибирской тематикой поднять.
У него три главных темы — таежная, сказочная и церковная. Чурочки на полу аккуратно стоят (у Сергея во всем порядок), из них будет вырезать гномиков с музыкальными инструментами. 
— Мне говорят: “Твои гномы на тебя похожи”, - смеется Сергей. — А я люблю фольклор. Сказки детскую непосредственность в человеке сохраняют. А для художника это важно.
Из обрезков вырезает крохотных лошадок и горных козлов.
— Лошадей люблю. И по гороскопу я Лошадь, - говорит Сергей.
Деревянные ложки висят. На одну с особенно длинной ручкой, художественно вырезанной, говорит:
— Царская ложка.
— В смысле, царь ею ел? - спрашиваю.
— Да нет, просто красивая.
В прошлую субботу ездили они всей “слободой” в Таштагол на фестиваль этнической музыки и ремесел “Гора туманная”. На следующий год, на сентябрь, Сергей Варламов записался в план на персональную выставку в Доме творческих союзов. В общем, без работы не сидит.
Татьяна Тюрина.
Александр Бокин (фото).
Татьяна Тюрина. Культура 18 Авг 2016 года 1320 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.