Культура

Черновики Руслана Сидорова

064_04_2014.jpgРуслан Сидоров оставил большое литературное наследие — десятки тетрадей, разрозненных листков, блокноты, записные книжки, даже амбарные книги. И в них — стихи, стихи, стихи. Этим поэтическим богатством делится с нами Клара Романовна Сидорова, мама Руслана. Обычно мы берём у неё несколько тетрадей, разбираем написанное Русланом, печатаем на компьютере, а тетради возвращаем. В результате открываются сотни стихотворений, большинство из которых были неизвестны.

Разбирая таким образом черновики Руслана, мы хотим сохранить память о Поэте и сделать доступными его стихи.

Это нелёгкое занятие. Главная трудность при работе с рукописями — разобрать беглый почерк Руслана. Он писал для себя, не рассчитывая, что кто-то будет всматриваться и вчитываться в его черновики.

Разобрав больше двадцати тетрадей и блокнотов Руслана и изрядно попотев над их прочтением, можно с какой-то степенью вероятности предположить, где и как записывались его стихи.

Крупные, на три-четыре тетрадные клетки, буквы — скорее всего, это написано в темноте, при плохом освещении, в сумерки. Неровные строчки, “наползающие” друг на друга буквы — почти уверен, что это писалось в автобусе “Новокузнецк — Калачёво”. Некоторые стихи, похоже, Руслан писал в неудобном положении, скорее всего, положив тетрадку на колено (в лесу? в походе? на речке?), а некоторые — можно предположить и это - будучи не совсем трезвым.

Одна тетрадь меня удивила. Первые полтора десятка страниц исписаны чётким разборчивым почерком. Очень похоже, что в этой толстой общей тетради Руслан решил набело переписать свои законченные стихотворения. Это подтверждается ещё и тем, что эти стихи встретились мне в других тетрадках.

Большинство же черновиков Руслана исписаны торопливым почерком с зачёркиваниями, исправлениями, со вписанными над или под строчками словами. Такие записи трудно поддаются прочтению. Но именно в них чувствуется стремительная поэтическая мысль Руслана, когда авторучка не поспевает за переполняющими его строчками.

К большому сожалению, Руслан очень редко датировал свои стихи. Поэтому о времени их создания можно говорить лишь предположительно, по каким-то запомнившимся обстоятельствам.

Ещё один повод для сожаления — незавершённые стихи. Многие стихотворения обрываются на середине строфы. По каким-то причинам Руслан не возвращался к ним. А среди них есть такие, которые очень хотелось бы дочитать до конца, ибо в них есть “фирменные” поэтические жемчужины Руслана.

* * *

Красота. Чистота. Небеса безупречны.

Безрассудно умышленно позабывали —

В каждом городе есть своя Чёрная речка.

И её убивают. И на ней убивают.

И она убивает. И Сибирь забивает…

* * *

Так тонко пахнет сладкими духами

В проветренном сентябрьском лесу,

Где листья на лету и на весу

Общаются дословными стихами,

Понятными, как будто бы ты сам

Их написал в детском саду Эдема…

* * *

Вот Осень. Вновь элегия земли

К родному наклоняет ось планеты,

Быть может, для того лишь, чтоб могли

Рождаться здесь на смерть её поэты.

Вот Осень. И опять день ото дня

Взрослеют ночи, голубеет небо…


Руслан писал везде — в автобусе, в походе, на рыбалке. У него всегда с собой была тетрадка, об этом рассказывают все, кто его знал, — друзья, товарищи по походам, односельчане-калачёвцы.

Наградой за наши труды по расшифровке черновиков Руслана являются найденные в тетрадях новые стихи. Некоторые из них могут войти в “золотую папку” кузнецкой поэзии. После расшифровки они становятся доступными друзьям Руслана и всем любителям поэзии.

Вот записная книжка (она представляет собой ежедневник за 1985 год), в которой Руслан делал записи для цикла лекций “Пятикнижие Достоевского”. В ней несколько стихотворений, пришедших к Руслану во время работы. Одно из них я хотел бы привести.

* * *

В Сибири. Летом. Жарко. Ты — лежишь.

Река — бежит. Тайга — стоит. Погода —

Безоблачна. Безлюдно. Ни души.

Бесчеловечно царствует природа.

Здесь ты — весёлый раб. Ты червь песка.

Малёк воды. Молекула блаженства.

Сознания беззвучность. Из движенья

Лишь жилка голубая вкривь виска,

Лишь крылышки дневного мотылька.


Можно установить время создания стихотворения. На форзаце ежедневника Руслан с юмором пишет: “Ежедневник найден на помойке в 2010 г.”. В начале книжки стоит дата: “9.12.2011”. Дальше идут записи о Достоевском, потом — несколько стихотворений о встрече нового, 2012 года, и, наконец, стихотворение “В Сибири. Летом:”. Поэтому можно уверенно сказать, что оно написано в начале 2012 года.

Вот тонкая ученическая тетрадь в клетку, исписанная до половины, с пометкой: “Апрель 2013”. На сегодня это самая поздняя из найденных тетрадей, в которых Руслан писал свои стихи. (Напомню, Руслан погиб через два месяца, в июне 2013 года). Открывается она стихотворением “Паукан”.

Паукан

У меня под потолком давным-давно нависает паутина.

Не хватаюсь ни за веник, ни за швабру — не тревожу инвентарь.

Хоть я лично с пауканом не знаком, я похожая скотина:

Повисаю, зависаю, в словеса плету кириллицы букварь.

И покуда меня терпят, не сметают и не топчут, только плющат,

Паукан под потолком будет быть, будет есть, висеть и пить.

Пусть из санэпидемстанций ходят мимо злые люди-чистоплюи,

Не пущу его обидеть словом-делом, даже взглядом оскорбить.

Злой безудержный восторг молодого заводного носорога,

Все сметая на пути, не затронет паукана никогда.

Никакой евроремонт не пущу даже близко до порога

И австрало- да и азио-ремонта ждет такая же беда.

Объявляю мораторий и табу на попытку нарушенья

И вторжения в пространство изнутри живорожденных паутин.

Под него не попадают только мухи пищевого назначенья,

Только мухи, только муза, только ветер, только радость, только стих.


Несмотря на “прикольный” тон, это очень серьёзная вещь. И (при всём уважении к благородному насекомому) главный персонаж здесь - не паук, а Поэт. Это очень “руслановское” стихотворение, здесь его поэтический почерк, его поэтическая мощь, его серьёзные размышления, скрытые за его иронией. И, судя по времени написания, это одно из последних его сочинений. Руслан как-то прочитал его двум друзьям: поэтам Анастасии Русских и Ольге Конончук. Теперь его могут прочесть все желающие.

А самым последним в этой тетради записано небольшое стихотворение, которое долго не поддавалось прочтению.

* * *

Молочно-розовое солнце

Над белою рекой.

Будильник птиц сломался в соснах.

Буддизм. Покой.

И даже спичкой чиркнуть страшно.

Тонка, нежна,

Раскрашена молочно-красным

Сплошная тишина.


Это последнее стихотворение, записанное в последней тетради Руслана. Судя по всему, это вообще последнее, что он написал. Если так, то это блестящий финал поэтического творчества Руслана в нашем мире. Если собрать вместе всё, что в русской поэзии написано о тишине, эта замечательная лирическая зарисовка займёт в той антологии достойное место.

Сергей Гринберг Культура 08 Июн 2014 года 1737 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.