Экономика

Тяжёл металл, но цены не легче

027_06_2015.jpgНе добившись ощутимого результата в политике сдерживания цен на продовольствие, правительство пытается затормозить рост цен на “хлеб экономики” — металл.

На прошлой неделе первый зампред кабинета министров Игорь Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович провели антикризисное совещание с представителями крупнейших металлургических компаний, банков, кредитующих отрасль, и министерств. Речь шла о финансовой и административной поддержке государством этих корпораций. Взамен меткомпании должны сдержать рост внутрироссийских цен на металл.


К слову, первым в перечне холдингов, чьи представители участвовали в совещании, деловая пресса назвала ЕВРАЗ. И дело тут не в алфавитном порядке (в остальном им пренебрегли), сколько в значимости цен евразовской продукции для строительного и рельсового рынков страны. Компания, по мнению экспертов, лидирует сегодня в рейтинге ведущих российских производителей и поставщиков сортового проката и метизов.

Но вернемся к решениям совещания. Правительство согласно не применять экспортные пошлины к продукции металлургов и готово подумать о субсидировании процентной ставки по кредитам, связанными с проектами импортозамещения. Шувалов распорядился составить перечень лицензий на месторождения (для продления) и ввести мораторий на изменение кадастровой стоимости земли в регионах, чтобы избавить металлургические компании от дополнительных издержек.

Считается, что административная и финансовая поддержка позволит металлургам снизить внутренние цены (после девальвации рубля они подскочили на 25 - 30 процентов). Деловая пресса, однако, сообщает, что в меткомпаниях не спешат комментировать совещание в благодарственном духе “от нашего стола к вашему…” И вообще избегают делать какие-либо обязывающие заявления.

Зато есть комментарии другого рода. Пресс-служба Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области сообщает, что руководитель этого регионального ведомства Наталья Кухарская, выступая на совещании по вопросам необоснованного роста цен на строительные материалы, сказала: “20 февраля металлургам было направлено письмо с предупреждениями о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства. Поводом к этому стали участившиеся жалобы о повышении цен на металлургическую продукцию, которые начали поступать в IV квартале 2014 года”.

По словам Натальи Кухарской, в предупреждениях антимонопольной службы говорилось о недопустимости установления на внутреннем рынке цен, которые могут привести к сокращению числа компаний, работающих на смежных товарных рынках, в том числе выполняющих государственный оборонный заказ.

Металлургам предложили рассмотреть возможность заключения с потребителями долгосрочных договоров с предоставлением скидок. “Такая мера позволит предотвратить сокращение внутреннего спроса на металлургическую продукцию, вызванное резкими колебаниями курсов валют, и будет соответствовать интересам долгосрочного развития всей российской промышленности”, — заключила руководитель Кемеровского УФАС.

…Уместно вспомнить, что в феврале Минэкономразвития опубликовало перечень системообразующих организаций России, утвержденный антикризисной комиссией. В список вошли 199 крупнейших компаний (как частных, так и государственных), которые могут рассчитывать на получение госгарантий в приоритетном порядке. В их число включен и ЕВРАЗ. Госгарантии — до 5 миллиардов рублей, а в особых случаях и более — будут предоставляться “на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, включая финансирование реструктуризации текущих долгов”, говорилось в министерском пресс-релизе по этому поводу.

Подобный перечень получателей антикризисной помощи составлялся и в 2008-2009 годах. Только тогда в нем фигурировало 300 компаний. Позднее Владимир Путин заявлял, что господдержка себя целиком оправдала, имея в виду, что подавляющее число её получателей сумело расплатиться по долгам или относительно удачно реструктурировать их, - словом, остались на плаву.

Другой вопрос, насколько антикризисные меры “по списку крупнейших и наиважнейших” были полезны для российской экономики. Если бы мировая конъюнктура на сырье замедлилась тогда в своем восстановлении, обслуживание кредитов корпорациями (металлургическими в том числе), взятых или реструктурированных под госгарантии, могло бы обернуться неразрешимой проблемой. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для поручителя.

К счастью, тот кризис был довольно недолгим. Крупный капитал его относительно благополучно пережил, чего нельзя сказать о массе предприятий малого и среднего бизнеса, лишенных как кредитов с приемлемой ставкой, так и главной своей опоры — платежеспособного спроса, и потому успевших обанкротиться. Однако, учитывая, что российская экономика в очередной раз подставилась под удар своим “сырьевым профилем”, теперешний хозяйственный ступор, осложненный политическими обстоятельствами, вряд ли будет скоротечным.

И тем не менее правительство вновь “составило список” во спасение корпораций, пусть и сокращенный изрядно (впрочем, вся металлургическая рать в нем присутствует). Список опубликован. А вот внятные обязательства со стороны тех, кому гарантирована господдержка, не обнародованы.

В арсенале государства не так уж много рыночных способов влиять на ценообразование. Один из них — регулировка пошлинных барьеров. Почему, снимая его перед металлоэкспортом, правительство надеется удержать внутрироссийские цены на металл — большая загадка. Полагается на джентльменское соглашение с производителями или на то, что либерализация вывоза даст государству право контролировать ценообразование в административном порядке? Уж больно мудреная тактика с высоким риском получить обратный эффект.

Владимир Воробьёв (фото из архива) 

Александр Кириллов Экономика 11 Мар 2015 года 1051 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.