Экономика

“Топить кузнецким углём – значит топить ассигнациями”

Такой заголовок перефразирован нами из высказывания выдающегося российского ученого-химика Дмитрия Менделеева и касающегося использования в конце XIX века в качестве топлива нефти. 

Его слова оказались пророческими — в настоящее время нефть не сжигают, а перерабатывают в более ценные продукты (бензин, керосин, смазочные масла и др.). Это высказывание актуально и в настоящее время применительно к другому углеводородному сырью — каменному углю, доля которого в российской энергетике преобладающая, а в Кузбассе единственная со всеми негативными последствиями для природы и проживающего населения. 
В большинстве развитых и развивающихся стран угольная генерация энергии в соответствии с Парижскими соглашениями признана “грязной” и подлежащей переводу на экологически “чистую” (газовую, гидравлическую, солнечную и ветровую). Кстати, эти соглашения подписаны нашим президентом и ратифицированы Государственной думой. А еще до этого правительством неоднократно принимались постановления о реструктуризации сырьевых отраслей экономики в направлении глубокой переработки с получением более ценной продукции, а также полной газификации страны, включая и наш Кузбасс. Казалось бы, дело за малым — выполнить принятые руководством страны решения. Но на пути их осуществления в Кузбассе встали интересы угольных олигархов и поддерживающих их “лоббистов” из чиновников и депутатов разных уровней, переводящих земли отдыха и сельхозназначения в промышленные и согласовывающих выдачу лицензий на сооружение новых разрезов, причем в непосредственной близости от населенных пунктов и вопреки протестам жителей. В результате таких действий живописные места, ранее бывшие “зеленым поясом” городов Южного Кузбасса, превращаются в безжизненные территории из строящихся и отработанных без всякой рекультивации кратеров. 
В особенно сложном положении оказался наш Новокузнецк, вокруг которого расположены угледобывающие разрезы, а непосредственно в городской черте — крупные углесжигающие электростанции. Причем вклад последних в загрязнение города виден невооруженным глазом, — достаточно посмотреть на клубы дыма, извергаемые из их труб. 
Финал такой деятельности печален. Новокузнецк на официальном уровне включен в позорную десятку самых загрязненных российских городов. Отсюда — рост хронических заболеваний, особенно среди детей, и бегство трудоспособного и наиболее квалифицированного населения в экологически более благополучные регионы и даже страны. 
Но самое странное заключается в том, что наши чиновники объясняют запредельный, более 250 миллионов тонн, уровень угледобычи самыми благими намерениями — “повысить жизненный уровень и благосостояние кузбассовцев”, поскольку, по их мнению, только угледобыча является основой экономики региона. При этом совершенно игнорируются другие пути использования кузнецкого угля не только как энергетического, но и технологического сырья, что позволило бы при меньших объемах добычи получить более высокую прибыль и оздоровить нашу экологию. 
По этой теме мы уже неоднократно выступали на страницах “Кузнецкого рабочего” и других изданий, а также посылали предложения как бывшему губернатору Аману Тулееву, так и новому — Сергею Цивилёву. Суть их заключалась в сокращении добычи энергетических углей до экономически оправданного и экологически приемлемого уровня; но с одновременным увеличением их глубокой переработки и получением более востребованной и ценной продукции для новых развивающихся высокотехнологичных направлений российской экономики. А для привлечения необходимых инвестиций увеличить налоги на угледобытчиков, и, наоборот, уменьшить их для углепереработчиков. 
То есть пойти по проверенному пути Великобритании, Германии и других развитых стран, которые таким способом укрепили свою экономику и оздоровили экологию. 
Однако никакой реакции на наши предложения как от прежнего, так и нового губернатора не последовало. Зато в Интернете активно обсуждается эта проблема. Многие читатели и пользователи, в целом соглашаясь с нашими предложениями, в то же время спрашивают: имеются ли у нас в Кузбассе знания, опыт и, самое основное, специалисты, способные практически решить эту сложную проблему? 
На основании нашей почти полувековой производственной и научной деятельности мы положительно отвечаем на эти вопросы, в подтверждение чего приводим следующие примеры, в решении которых принимали участие: — на ферросплавном заводе в Новокузнецке разработана и внедрена технология выплавки ферросилиция с использованием в качестве углеродистого восстановителя полукокса, получаемого из энергетических длинопламенных углей, что позволило повысить производительность руднотермических электропечей, снизить расход электроэнергии и сократить пылевые выбросы. Работа выполнена силами заводских специалистов Германа Серова, Владимира Мизина, Владимира Коробейникова и ученых местных институтов (ВУХИН и СМИ) Владимира Страхова, Николая Толстогузова и многих других. Весомый вклад в разработку этого продукта внесли специалисты поставщика — Ангарского завода полукоксования, которые научились производить из него ценные и стратегически важные вещества, например, ракетное топливо; 
— усовершенствован состав шихты для выплавки ферросилиция с использованием энергетических слабоспекающихся углей, что позволило заменить значительную часть дорогого доменного кокса и существенно снизить себестоимость продукции. Работа выполнена заводскими специалистами Иваном Кашлевым, Юрием Канаевым, Георгием Чашиным, Владимиром Трегубом, Алексеем Чирятьевым с участием ученого института ВУХИН Владимира Страхова; 
— разработан проект, изготовлены, смонтированы и освоены новые электрокальцинаторы для глубокой прокалки энергетических антрацитовых углей, необходимых для формирования самоспекающихся электродов мощных ферросплавных печей. Это позволило повысить их стойкость и сократить аварийность другого печного оборудования. Указанные работы в полном объеме выполнены заводскими специалистами Владимиром Брыляковым, Андреем Бондаревым, Василием Кузиным, Николаем Молчановым, Валентином Гребеневым, Эдуардом Шкрабовым, Андреем Ходыревым и другими. 
О высоком качестве вышеприведенных работ свидетельствует признание их изобретений и патентов, публикации в отечественных и зарубежных изданиях, доклады на международных конференциях. Но это еще не все — мы поддерживаем тесную связь с отечественными переработчиками энергетических углей (Новосибирским, Челябинским и Новочеркасским электродными заводами), которые продолжают поставлять Новокузнецким металлургическим предприятиям графитированные электроды для дуговых электропечей, угольные блоки для футеровки доменных, ферросплавных печей и электролизеров. 
Важно еще то, что на этих заводах освоено производство новой, более ценной продукции — сорбентов, углеволокон, углепластиков, обожженных анодов, необходимых атомной, авиационной, химической и другим отраслям промышленности. И все это производится из энергетических углей, по составу аналогичных кузнецким. 
Чрезвычайно интересна информация, полученная от наших бывших коллег из Донбасса. 
Оказывается, на Стахановском заводе технического углерода (город Кадиевка) из местных антрацитовых углей освоено производство уникальной продукции — сорбентов, наполнителей резины и каучука, изостатического графита и др., что существенно помогает экономике заблокированной украинскими войсками Луганской Народной Республики. Важно еще, что прокалка этих углей перед использованием осуществлялась на электрокальцинаторах, аналогичных тем, которые были разработаны кузнецкими ферросплавщиками. 
Так что у новокузнецких специалистов вполне достаточно информации, знаний и опыта для обоснования глубокой переработки кузбасских энергетических углей. 
Но остается геополитический аспект этой проблемы, зависящий от позиции, занимаемой губернатором, главами городов, районов и депутатами. В текущем году существенно (в 1,5 — 2 раза) упали спрос и цены на экспортируемый из Кузбасса энергетический уголь, и прогнозируется их дальнейшее падение после запуска в эксплуатацию в начале будущего года магистральных газопроводов в Китай, Турцию и страны Западной Европы. 
Расчеты показывают, что по тепловому эквиваленту они способны заместить поставляемый на экспорт российский энергетический уголь. Тогда перед основным экспортером — Кузбассом — встанет новая проблема: что делать с угольными разрезами и куда трудоустроить их горняков? Так что реструктуризация экономики Кузбасса с использованием добываемого угля в качестве не только топлива, но и технологического сырья становится весьма актуальной и требует реального содействия со стороны всех органов власти. 
Юрий Канаев, почётный ветеран ОАО “Кузнецкие ферросплавы”, советник Российской инженерной академии; 
Владимир Страхов, бывший директор углехимического института, кандидат технических наук.
Юрий Канаев, Владимир Страхов Экономика 10 Сен 2019 года 1124 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.