Экономика

Сверху донизу и снизу доверху

На прошлой неделе депутат Госдумы от Новокузнецка Александр Максимов встретился с молодёжью. На встрече присутствовали активисты из Новокузнецка, Осинников, Калтана и других городов юга Кузбасса, представители молодёжных парламентов

Говорили о насущном — о ЖКХ. Ибо живем во всем этом: не отгородишься. И в структуре расходов большинства семей жилищно-коммунальные траты занимают значительное место. Переплачивать не хочет никто, но попробуйте денек обойтись без электричества, тепла, водоснабжения - и сразу становится как-то грустно…
Но все ли понимают, как формируются тарифы, на что имеют право собственники и наниматели жилых помещений, каковы их обязанности? Как владельцам недвижимости совместно решать проблемы? К сожалению, пока об этом говорить не приходится.
Александр Максимов поставил перед молодежными активистами задачу ликвидации безграмотности в данной сфере. “Если поместить, например, человека из Средневековья в наш нынешний быт, в сегодняшнюю квартиру - он же не выживет! Он не будет знать, как включить свет, как подогреть еду в микроволновке, открыть воду в смесителе на раковине, смыть в унитазе… Понимаете, проблема в том, что несколько поколений наших людей не были собственниками! Они не знают и не понимают своих прав и своей ответственности в плане управления общим домовым имуществом, пользования коммунальными ресурсами… Их всему этому нужно учить, терпеливо и системно. Это позволит снизить социальную напряженность в обществе, которая сегодня высока. Ведь там, где люди не находят ответов на свои вопросы, возникает агрессия, бунты, экстремистские проявления. Нельзя этого допустить: жизнь в новой реальности должна быть понятна и логична”, — сообщил свое видение новокузнецкий депутат.
Заниматься ЖКХ-ликбезом будут подготовленные молодые люди. Так, член областного молодежного парламента Алиса Полтояйнен рассказала о разработанной программе “Школа грамотного потребителя” по освещению проблематики в сфере ЖКХ: “Мы провели анкетирование. Наиболее часто встречаются такие вопросы, как “Законно ли организовывать во дворе дома отгороженные парковочные места?”, “Можно ли во дворе установить шлагбаум?”, “Кто имеет право занимать подвальные помещения, проводить там работы?” и так далее. На все эти и другие вопросы мы будем отвечать на встречах с людьми”. 
Желание заниматься этой работой высказали и другие участники встречи.

После ее завершения мы задали вопросы самому депутату Государственной думы. Александр Максимов был категоричен:
— Ситуация в управлении домами — “лакмусовая бумажка”… На всех уровнях управления есть проблемы. На всех абсолютно! От уровня жилого дома, самоуправления в муниципальных образованиях и до самой вершины управленческой пирамиды!
Сейчас перед нами поставлена задача выстраивания депутатской вертикали выполнения контрольных функций в отношении исполнительной власти. Сверху донизу и снизу доверху. Депутаты, представительная власть в ответе за то, как исполнительная “рулит” страной, областью, городом, селом.
— Каким образом?
— В течение четырех месяцев, практически с момента, когда мы приступили к исполнению полномочий, депутаты формировали вопросы, запрашивали министерства и департаменты. Первые руководители приезжали к нам, отчитывались. На первом этапе это устраивало, форма хорошая. Но потом стало очевидно: задаваемые вопросы не всегда соответствуют тому, чем живет народ, страна… Они носят абстрактный характер, “оторваны от почвы”, можно так сказать. И тогда пришло решение готовить вопросы вместе с местными депутатами. Чтобы поднимать проблематику, действительно отражающую интересы граждан.
— “Вопросы с земли”?
— Именно так. Я прошу городских, областных депутатов: дайте вопросы! О чем нужно спросить министерства и ведомства? Что вас волнует и требует ответа с верхушки исполнительной власти?
— Дают?
— Да, хоть и “с большим скрипом”: это же думать надо, формулировать… В общем, мы стали получать ответы на “вопросы с земли”, частично в письменном виде. А вот теперь следующий этап: я привожу депутатам ответы на их вопросы. И спрашиваю: вы согласны с ответом? Вписывается ли он в ваше понимание? Если нет, то дайте мне возражения — что вот здесь и вот здесь нестыковки… Что требуются доработки, уточнение позиций. Вот так и будем действовать — чтобы “верхи” и “низы” слышали друг друга, чтобы воспринимали друг друга! 
— Другие депутаты тоже вопросы “с земли” задают и ответы “с неба” получают?
— Конечно. Все депутаты так работают. При рассмотрении проблем с участием министров вопросы напрямую задают, иногда очень жестко. Они к этому не привыкли. Раньше Дума практически всегда соглашалась, одобряла. Здесь же, когда вице-премьер Ольга Голодец оговорилась, что на какую-то статью своим решением увеличила финансирование, ей депутат Макаров тут же заявил: “Что-что вы сказали? Вы понимаете, что превысили полномочия? Депутаты определили параметры бюджета: с чего вы занимаетесь самоуправством? Это уголовная ответственность!” На Голодец больно было смотреть… Подход радикально изменился, отношение. Результат тоже будет, пусть не сиюминутно. 
— Очень часто приходится слышать, что Москва “зажралась” — денег на регионы не отпускает. Все реже слышишь, чтобы что-то выделялось. Даже на долгожданное 400-летие Новокузнецка, как выясняется, определен только ремонт дорог и нескольких культурных объектов…
— Я не согласен с такой позицией: дайте, дайте, дайте… А в итоге выходит так: деньги освоили, результатов нет!.. Конечно, хочется получить, и побольше. Но это было раньше - ценилось искусство мэра или губернатора съездить в Москву и “выбить” побольше денег. Сейчас подход иной, отталкиваясь от проектов, готовности региона или города грамотно использовать средства, да еще и самим поучаствовать в софинансировании. В данное время задача местной власти — подготовить предложения в рамках проектов и грамотно защитить их.
Правительственных проектов предостаточно. Надо вписаться в нужную программу и подготовить проектно-сметную документацию. Показать, что реально деньги пойдут на то и на это. И все получится.
В Осинниках на проект детсада истратили 20 миллионов рублей. Катастрофическая сумма! А садика нет. А проект есть… С таким подходом я не согласен. Задал вопрос министру строительства. Михаил Мень на это отвечает: а зачем вы делали проект? - Ну, а как по другому? А он говорит: у нас в Минстрое есть несколько сотен типовых проектов, которые можете просто взять и использовать, совершенно бесплатно! Надо адаптировать — адаптируйте, дорабатывайте, с учетом ваших потребностей, но основа уже есть. Представляйте готовый проект и включайте его в свою программу!.. Я когда главе города сказал, он удивился: а что, такое есть?.. Это о ликвидации всеобщей неграмотности управленческой. В том числе на уровне руководителей муниципальных образований.
— Мы недавно рассказывали о том, что у города и региона была прекрасная возможность получить новые трамваи и троллейбусы, но ею никто не воспользовался.
— Вот для этого и нужен депутатский контроль. Заслушивание руководителей разных уровней. У нас в Думе профильные комитеты начинают чувствовать русло деятельности правительства. Мы говорим: “Представьте перспективный план законопроектов министерства, в недельный срок. Какие вы готовите законопроекты? Как мы вам говорим или другие?” Министерства не все готовы к такому повороту. Привыкли к бесконтрольности. А президент Путин, присутствовавший на заседании, говорит на это: “А мне понравилось!”… 
Это верный, деловой подход. Теперь так надо сделать на региональном уровне! Чтобы депутатский корпус субъекта заслушивал региональных министров, глав департаментов. Чтобы задавал острые вопросы: как они работают, чего достигли, что упустили? А следом и депутаты муниципального уровня должны показывать активность и боевитость. Чтобы не было подобных фактов игнорирования федеральных программ. С чего это администрации решили не участвовать в этой вот программе? Они кому-то сказали об этом? Никому!.. Нужно приблизить депутатский корпус к народу, его нуждам, запросам. И поставить исполнительную власть под контроль представительной — на всех уровнях.
— Вы на днях заявили о разработке законопроекта с целью устрожения ответственности в отношении педофилов. Эта работа связана с недавней трагической гибелью Виктории Реймер?
— Законопроект, предусматривающий более серьезную ответственность за преступления в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних, готовился ранее. Но трагедия, которая произошла в Новокузнецке, дала свой толчок. Аман Гумирович обратился ко мне с письмом. Мы, депутаты от Кузбасса, собрались, выработали общую позицию. Обратились к главе комитета Ирине Яровой с просьбой создать рабочую группу и включить туда представителей от Кузбасса, депутатов Фокина и Горелкина. Предложение принято, рабочая группа начинает свою работу. Надеюсь, будет найдено взвешенное решение, которое позволит воспрепятствовать распространению этого зла.
— Какова лично ваша позиция по этому непростому вопросу?
— Знаете, идет лавинообразное нарастание числа таких случаев. За четыре последних года статистика выросла почти в два раза. Мы заслушивали эксперта, который рассказывал и причинах девиантного поведения педофилов, о классификации, особенностях поведения. Так вот, от преступления их может удержать только страх перед неотвратимым и жестким наказанием. Мы настаиваем на принудительной медицинской кастрации преступников. Этого они боятся. Этого, а не относительно мягкого наказания в виде лишения свободы, срок которого может быть значительно сокращен в результате условно-досрочного освобождения. С другой стороны, подвергшийся такой операции человек более не опасен. Есть и другие предложения… Но все это должно быть качественно проработано на рабочей группе под руководством Яровой и вынесено на решение парламента.
— У того преступления есть и вторая составляющая. Это “дыры в земле”, которых в черте Новокузнецка хватает. В том числе вентиляционная скважина шахты “Зыряновская”, в которую была сброшена Виктория Реймер. (Напомню, в мае прошлого года в затопленной выработке закрытой шахты “Нагорная” погиб 14-летний Виктор Яшкузин.) Намерена ли Госдума наводить порядок в этой сфере, способствовать тому, чтобы входы в подземные выработки были надежно закрыты?
— Безусловно. Здесь целый пласт проблем заключен в несовершенстве Закона “О недропользовании”. Неоднократно администрация области поднимала вопрос, касающийся двух аспектов. Первый — решение о продаже лицензии на новое месторождение принимается федеральным центром, без учета мнения региона, его жителей. Двадцать лет назад это было не критично. Сегодня же число выдаваемых лицензий превысило все разумные пределы! Эту практику нужно прекращать, таково мнение всех наших депутатов. И мы будем эту позицию отстаивать. Роснедра не должны продавать лицензию без согласия субъекта Федерации!
Второй аспект — проблема лукавой рекультивации земель. Понятно, что собственники под любыми предлогами не будут цивилизованно заниматься рекультивацией недр! Ведь они что делают? Не говорят о закрытии разреза или шахты, а заявляют о “консервации”. А законом предписано проводить рекультивацию после выработки полезных ископаемых. Вот этой лазейкой и пользуются. Уходят от ответственности. Незакрытые скважины — это тоже последствия безответственности. 
— Есть еще прелестный способ ухода от расходов, связанных с рекультивацией: продажа угледобывающего предприятия за какие-нибудь символические 10 тысяч рублей некоему ООО “Рога и копыта”, с которого потом взятки гладки…
— Да. Формально сбрасывают с себя ответственность, передавая актив фиктивной “однодневке”. Таких способов много. Нужно поставить этому заслон. И мы должны не просто говорить об этой проблеме, а подготовить изменения в законодательство.
— Что надо сделать?
— Обязать собственника заниматься рекультивацией не по завершении работ, а по мере отработки, проводить рекультивационные работы постоянно и системно. Разрез отработал отвал — обязан его рекультивировать. Пласт в шахте выработан — будьте добры провести рекультивацию, не оставлять “на потом”. Кто работает цивилизованно — делает это системно, параллельно с основной деятельностью. Есть технологии рекультивации, которые нужно задействовать. 
В Закон “О недропользовании” должны быть внесены изменения — никаких “революций”, нужна “тонкая настройка”. В этом направлении мы и работаем вместе с руководством области. Ответственность за проведение рекультивации нарушенных земель, недр должен нести собственник. Это и дорого, и хлопотно. Но это его обязанность. Если данная работа ему не по силам, то он не должен браться за угледобычу, пусть занимается чем-то другим, менее обременительным. Ну, а взялся — пусть несет ответственность!
Беседовал Денис Звягинцев.
Пётр Бобров (фото).

Беседовал Денис Звягинцев. Экономика 10 Мар 2017 года 2750 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.