Экономика

“Перераспределение” на улицу

На прошлой неделе в Таштаголе в рамках празднования 50-летия города прошли торжества по случаю добычи 150-миллионной тонны руды с начала промышленной эксплуатации здешнего рудника. А вот на Мундыбашской фабрике, где обогащают эту руду, вместо 80-летнего юбилея, который грядет через год, готовятся справлять похороны производства.
Мы уже сообщали, что в апреле управляющий директор Евразруды Андрей Денякин представил на заседании социально-производственного совета Евраза новый проект развития филиалов, предусматривающий сокращение их числа через слияние и перераспределение ресурсов. В Горно-металлургическом профсоюзе привычно напряглись…
Слухи о сокращении рудного производства Евраза в Горной Шории циркулируют со времени кризиса 2008-2010 годов. Хотя какие там слухи — об этом прямо говорили новокузнецким журналистам руководители сибирской площадки холдинга на видеоконференции четыре года назад. Правда, не было окончательно определено, какие филиалы Евразруды будут ликвидированы. Не вполне ясно были сформулированы и причины готовящегося сокращения - то ли из-за избыточности железорудных активов, то ли, наоборот, из-за исчерпанности запасов.
Рудники и переработка руды дали жизнь Таштаголу и всем рабочим поселкам, прилегающим к железной дороге. Наследовавшая своим предшественникам Евразруда вкупе с её сервисными службами — главные работодатели в районе. В случае, если они свернут свою деятельность, жизнь здесь обречена. Кризис 2008-2010 годов заставил вспомнить классика: “Я тебя породил, я тебя и убью”. Сюрреализма в духе того же Гоголя добавило выездное заседание областных властей, поднявшее “вопрос о сборе дикоросов и других альтернативных формах занятости местного населения”.
Кризис, к счастью, кончился раньше, чем началась полномасштабная реализация всех этих планов. Рудная база ЕВРАЗ-ЗСМК в Горной Шории была сохранена, хотя и не без потерь в численности персонала и рудничных мощностях. Куда печальнее оказалась судьба Ирбинского филиала Евразруды (Красноярский край), который также был сориентирован на потребности новокузнецкой металлургии. В прошлом году его остановили на консервацию к полной неожиданности даже для дирекции филиала. В январе предприятие опять заработало — на компанию нажали местные и краевые власти вместе с профсоюзами. Но 1 июля рудник был снова закрыт уже без всяких надежд на возобновление добычи.
По проекту, представленному Денякиным в апреле, та же участь была уготована Таштагольскому руднику и Мундыбашской фабрике. С той только разницей, что это называлось теперь “перераспределением ресурсов”. Руднику, однако, удалось избежать ликвидации. В прошлом году здесь был введен в эксплуатацию новый закладочный комплекс с большими технологическими возможностями, позволяющими вести добычу на глубинных горизонтах, где залегает основная масса рудных запасов (около 700 миллионов тонн) с высоким содержанием железа — порядка 44 процентов. Как сообщила на днях евразовская пресс-служба, “сегодня добыча руды в Таштагольском филиале ведется на трех участках и шести горизонтах. Первичный концентрат перерабатывается на Мундыбашской и Абагурской обогатительных фабриках…” Только вот в пресс-релизе не упомянуто, что с осени переработки руды в Мундыбаше уже не будет.
Вчера встретились с председателем фабричной профорганизации Галиной Толмачевой, приехавшей в Новокузнецк на заседание профкома Евразруды. Она сообщила, что нынче персонал фабрики насчитывает 335 человек. Столько же, примерно, работает в сервисных подразделениях, выведенных в своё время на аутсорсинг. Для поселка с пятью тысячами населения этот производственный комплекс является, естественно, системообразующим. (Когда-то в нем было занято вдвое больше людей, но теперь мощности фабрики используются лишь на треть).
“И что, всех — на улицу?” Не совсем. Теперь это, как уже было сказано, называется перераспределением трудовых ресурсов — некоторую часть рабочих планируется перевести на Абагурскую аглофабрику. “Предполагается, что людей будут возить в Новокузнецк и обратно автобусами. Двенадцатичасовая смена плюс четыре часа в дороге”, — по такому графику, по словам Галины Толмачевой, предстоит работать 70-100 мундыбашцам, для которых приберегают вакансии на Абагурской. “А найдутся желающие трудиться в таком режиме?” — “Возможно, кто-то и готов, но гораздо больше тех, кто готов заблокировать таштагольскую ветку для составов с рудой в случае закрытия фабрики. Они уже предупреждали профком об этом”.

Александр Денисов Экономика 22 Авг 2013 года 1212 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.