Экономика

Кузнецкий рельс: всё впереди

Набравшись первого апреля впечатлений на экскурсии по рельсобалочному цеху Евраз ЗСМК, премьер-министр Дмитрий Медведев назвал производство на промплощадке КМК “абсолютно новым словом в развитии железнодорожного транспорта”. 

037_45_2013.jpgНедооценивать нашу “рельсобалку” действительно не стоит: до сих пор стометровые рельсы в России не делал никто. Да что там в России: в мире производителей раз-два — и обчелся! Технологию применяют лишь в Японии и США. Кузнецкие металлурги, возможно, будут первыми в нашей стране, освоившими передовую технологию. И это, безусловно, повод для гордости. 
Впрочем, если бы в числе высоких гостей, посетивших РБЦ в понедельник, был и президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин, то он, наверное, повторил бы слова, сказанные им в ноябре 2012 года, когда железнодорожникам вновь пришлось закупать стометровые рельсы у японцев: “Наши металлургические предприятия нас здорово подвели. Мы уже в этом году должны были получать рельсы нового стандарта для скоростного и высокоскоростного движения, но не способны были наши металлурги выполнить этого обязательства”. 
Но Владимира Якунина на первоапрельскую встречу не пригласили — видимо, разговоры о плохом на таких мероприятиях протоколом не предусмотрены. И даже то, что на самом деле поставка стометровых рельсов из Новокузнецка начнется вовсе не завтра-послезавтра, а в лучшем случае аж в конце 2013 года, прозвучало как-то вскользь, мимоходом. Визит премьера, два заранее подготовленных для него стометровых рельса, отрепетированная встреча с металлургами — все выглядело так, будто прорыв в области проката уже произошел и производство стартовало. 
В действительности же все не совсем так. И выпускать качественные стометровые рельсы, и работать с новым оборудованием нашим специалистам еще только предстоит научиться (авария в РБЦ в середине февраля, когда при пробном прокатывании заклинило рельс, произошел пожар и повреждение нового оборудования — лишнее тому подтверждение). В действительности даже если наши металлурги и начнут прямо сейчас выпускать рельсы длиной сто метров, то все равно будут резать их на четыре части — и продавать свои стандартные 25-метровки. 
Утром в понедельник, еще до того, как рельсобалочный цех осмотрел Дмитрий Медведев, оборудование показали журналистам. Технический директор Евраз ЗСМК по производству железнодорожного проката Константин Волков провел нас путем длиной больше километра — от начала цеха до самого конца. 
Я понимаю премьера, который не скрывал восторга по поводу цеха и его “начинки”: зрелище действительно впечатляющее. Для нас (и для него, думаю, тоже) приоткрыли заслонку огромной печи, в огненном жерле которой при температуре 1210 — 1220 градусов по Цельсию “томятся” заготовки для будущих рельсов. Показали участок стана горячей прокатки, где, проходя через четыре обжимные клети, рельсы приобретают нужное сечение. “Уже внедрена новая универсальная прокатная клеть, которая позволяет осуществлять непрерывную заготовку. Оборудование работает автоматически”, — рассказал Константин Волков. 
Дмитрию Анатольевичу показали, как на пильный рольганг выползает ярко-оранжевый горяченный пятидесятиметровый рельс, и огромные дисковые пилы, изрыгая фонтаны искр, разрезают его пополам. Дальше уже два 25-метровых рельса едут на участок дифференцированной закалки, а оттуда — на участок охлаждения горячего металла. Видно, как над ними (температура металла к этому времени около 850 градусов по Цельсию) “танцует” воздух. 
Показали премьеру с журналистами и правильную машину, которая призвана сделать рельс прямым как струна. Продемонстрировали магнитные манипуляторы, которые, когда производство стометровых рельсов поставят на поток, будут поднимать многотонные длинные рельсы и перекладывать их на восемь сцепленных меж собой вагонов, чтобы те доставили товар до получателя. Но до этого еще далеко… 
“Мы только начинаем осваивать технологию производства стометровых рельсов, - объяснял журналистам Константин Волков. — Нам предстоит научиться правильно их катать, править. Нужно добиться того, чтобы все показатели соответствовали стандартам качества: прочность, ударная вязкость, твердость, остаточное напряжение, химический состав стали и так далее. Но главное — сертифицировать производство. Без этого выпущенный рельс никто покупать не станет. Железной дороге нужны дифференцированно-закаленные рельсы. А у нас в данный момент есть сертификат только на закалку 25-метровых рельсов”. 
В результате дифференцированной закалки, со слов Волкова, головка рельса получается твердой, а сердцевина — пластичной. Только такие рельсы и могут быть использованы для скоростных магистралей, которые намерено строить ОАО “РЖД”. 
Учиться и добиваться нужных показателей наши металлурги будут еще несколько месяцев. В конце 2013 года их продукция пройдет испытания на экспериментальном железнодорожном кольце в Щербинке, и только в случае удачного их завершения получит сертификат, дающий право на серийный выпуск стометровых рельсов. 
Отметим напоследок: инвестиции в проект “Расширение рельсобалочного цеха” составили 18,2 миллиарда рублей. Заявленная проектная мощность — 950 тысяч тонн рельсов в год. Будем надеяться, что кузнецкие металлурги справятся с поставленными перед ними задачами. 
 Валентин Волченков (фото)
Анна Сницкая Экономика 04 Апр 2013 года 1326 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.