Экономика

Договор с побочным эффектом

Служащие девятнадцати гардеробов, расположенных в корпусах Городской клинической больницы № 1, пошли по инстанциям в поисках заработанных ими денег: гардеробщицы не получили зарплату за ноябрь и декабрь 2016 года и январь 2017-го. Вот только работодатель, который оставил своих сотрудников без заработка, находится в Санкт-Петербурге. 

Как так: гардеробщицы работают в местной больнице, а зарплату им должны платить из Питера? Несколько лет назад вспомогательный персонал (то есть служащие гардеробов) был выведен из штата медицинского учреждения, а обязанности по организации услуг гардероба с тех пор передавались сторонним организациям по итогам электронного аукциона - больница перешла на аутсорсинг. Организация-победитель сама заключала договоры с гардеробщицами, обеспечивала их спецодеждой и перечисляла зарплату. С января 2016 года Новокузнецкая ГКБ № 1 заключила контракт с некой фирмой "ЖЕКА" из Санкт-Петербурга. А договор у служащих почему-то совсем с другой компанией - "Клин-Сервис". С "ЖЕКОЙ" ее роднит "прописка" — она тоже питерская.
"В 2016 году нас продали ООО "Клин-Сервис", — уверены женщины-гардеробщицы. — Соцпакета нет, не оплачиваются больничные и отпуска, работа в праздничные дни, вечерние и ночные часы. Зарплата ниже МРОТ — 4600 — 4800 рублей. Весь 2016 год заплата выплачивалась с большими задержками: так, за сентябрь 2016-го выплатили в ноябре, за октябрь и ноябрь — в конце декабря, а за декабрь и за январь 2017 года — не заплатили вообще. Наш куратор Светлана Николаевна Антропова находится в Кемерове, мы устали звонить ей по поводу зарплаты, в результате ответ был такой: "Денег нет, подавайте в суд". Почему нас продают, не требуя соблюдения трудового законодательства от исполнителей?" 
То, что они называют "продажей", на самом деле просто хитроумная схема. Фирма "Клин-Сервис" — посредник в цепочке "заказчик услуг (то есть компания "ЖЕКА", у которой, в свою очередь, заказчик - больница № 1) — исполнитель (то есть служащие гардероба)". С последними и договоры заключал "Клин-Сервис", а вовсе не "ЖЕКА". А две эти фирмы связывает еще и то, что "куратор" Светлана Николаевна подписала контракт с горбольницей в качестве представителя ООО "ЖЕКА" и визировала акты выполненных работ в течение года. Мы дозвонились Светлане Николаевне, но комментировать эту ситуацию она отказалась на том основании, что в компании она больше не работает. В какой именно компании, Светлана Николаевна не уточнила. В питерском офисе "Клин-Сервиса" телефон молчит. 
"По сути люди каждый год меняют работодателя, — говорит главный врач Новокузнецкой городской клинической больницы № 1 Василий Мальчиков. — О том, что есть посредник, что у служащих гардероба договор с "Клин-Сервисом", я узнал слишком поздно. Мы объявили конкурс, победила питерская компания "ЖЕКА". Поскольку мы эти риски знаем, я этого "жеку" позвал сюда до заключения контракта: "Вы понимаете, что берете социальный объект? Что по условиям договора оплачивать работу я могу в течение 40 дней после выставления акта выполненных работ?" Да, все понимаю, есть оборотные средства. Больница свои обязательства выполняет. Мы платим исполнителю — он нам оказывает услуги. Но половина людей, которые вышли на работу, даже договора с ним не заключили! И теперь требуют заработанное. Мы его ловим, а он на звонки не отвечает. Тем более по закону у меня даже нет никакого права вмешиваться. Если я принимаю работу, то плачу деньги "ЖЕКЕ", а фирма рассчитывается с работниками". 
Рассчитывается (вернее, уже не рассчитывается) все-таки "Клин-Сервис", а не "ЖЕКА", с которой служащих вообще ничего не связывает. Да и с "Клин-Сервисом" у них даже не трудовой договор, а типовой договор на оказание услуг. По тексту и не поймешь, какие услуги обязуется оказывать исполнитель — то ли одежду в гардеробе принимать, то ли шпалы укладывать. И только в приложении № 1 — должностная инструкция работника гардероба. 
Кстати, одна из служащих совершенно случайно обнаружила, что за "зарплату" ей выдавали в 2016 году. Взяла в банке распечатку операций по карте и выяснила, что 4600 рублей от "Клин-Сервиса" ей заплатили как… материальную помощь! "Что это за "помощь", как неимущим? Мы требуем отдать свое, заработанное!" — возмущены женщины. 
Кроме того, документом не оговорены никакие социальные гарантии. Женщины просто оказали услуги по приему и выдаче одежды посетителей. То, чем они привыкли заниматься: многие из служащих проработали в больнице по 20 — 30 лет и по-прежнему считают ее своей. "Если театр начинается с вешалки, то больница — с гардероба, — говорят они. — К нам больные и посетители обращаются с вопросами, мы, как гиды, объясняем, где находятся отделения и как туда пройти, всегда вежливы и внимательны… А почему к нам такое отношение?" 
"Де-юре они не наши, но фактически — по 30 лет здесь отработали, и мы идем им навстречу, наши юристы помогают, консультируют, — говорит Василий Викторович. — Но на этом все: я ничем помочь не могу. В январе у нас был прямой договор с "ЖЕКОЙ", минуя конкурс, на ограниченное количество гардеробов, в остальных обходились своими силами. Мы объявили новый конкурс, но произошла задержка, и до подписания контракта с победителем, с учетом того, что в январе полмесяца выходных, мы обошлись договором, закон это позволяет". 
Вот только ни "ЖЕКА", ни "Клин-Сервис" никаких договоров с гардеробщицами на январь 2017 года не заключили. Срок действия старых договоров уже истек, с новым "работодателем" (им стала новокузнецкая компания) еще не определились по процедуре конкурса. Получатся, женщины работали в январе неизвестно на кого? "Нам обещали: "Вот-вот подвезем договоры, работайте как обычно", вспоминают женщины, — но мы так ничего и не дождались…" 
В такую неприятную ситуацию они попали "благодаря" несовершенству законодательства: на электронных торгах может участвовать любой, отвечающий условиям контракта и предлагающий самую низкую цену. Что позволяет фирмам демпинговать и без труда получать контракты, которые можно исполнять кое-как: репутационные потери их явно мало заботят. Заказчик даже не знает названий компаний-участников ровно до того момента, когда будет определен победитель. И многие неплохо научились на этом "делать бизнес". Питерской компании совершенно неважны чаяния пенсионерок-гардеробщиц. Санкт-Петербург далеко от Новокузнецка, так что можно "кинуть" доверчивых женщин, не привыкших сомневаться в честности "кураторов" и не обладающих даже элементарными юридическими знаниями. Иначе они бы, конечно, не стали подписывать договор, который никак не защищает их права. 
А ведь "ЖЕКА" состоит в реестре недобросовестных поставщиков на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. География похождений "ЖЕКИ" — Тамбов, Уфа, Иркутск, Краснодар, Казань и города Кузбасса. Среди обиженных — государственные и муниципальные учреждения, заключившие с компанией контракты на оказание услуг гардероба или уборки помещений. Как правило, контракт с ним заказчики расторгали в одностороннем порядке по причине "неисполнения обязательств", а в реестр заносили за "уклонение победителя от заключения контракта". Но если за фирмой тянется такой "шлейф", то почему контролирующие органы не могут присмотреть за предприимчивыми игроками, чтобы не мешали добросовестным участникам? Тем не менее "ЖЕКА" шагает по стране. Допускаю, что и сейчас компания участвует в очередном аукционе, нанимая очередных гардеробщиц. 
…Им непросто осознать, что с больницей, где они проработали много лет, их больше не связывают никакие юридические отношения. И тем более - как они стали жертвами и несовершенного Федерального закона № 44, и недобросовестных предпринимателей, и системы аутсорсинга, которая в их случае дала такой побочный эффект. Пока жалобой женщин занимается прокуратура, принято первое исковое заявление в суд. К решению проблемы подключились и власти. “Гардеробщики городской клинической больницы №1 также обратились и в администрацию города, — прокомментировала начальник отдела по труду мэрии Новокузнецка Лариса Калентьева. — По просьбе администрации юристы горбольницы помогли работникам гардеробов составить исковые заявления. Со своей стороны администрация также обратилась в прокуратуру за защитой интересов жителей города. Ситуация с оплатой труда гардеробщиков находится у нас на контроле”. 
Все, кажется, под контролем, но удастся ли привлечь к ответственности "ЖЕКУ" вместе с "Клин-Сервисом" — гарантии не даст никто… 
Ольга Осипова
Ольга Осипова Экономика 26 Мар 2017 года 3766 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.