Экономика

Без иллюзий

Десятки лет наболевшей проблемой города являются неблагоприятные метеоусловия. Автор этих строк неоднократно сталкивался “по разные стороны баррикад” с камнем преткновения — требованием снижения выбросов в периоды НМУ.

Кабинет руководителя крупного предприятия. По одну сторону массивного стола — директор, его замы и помы. По другую сторону — “зелёные”. Но это не те “зелёные”, которые добывают “зелёный” уголь, а представители экологического контроля области и города. “Теперь я задам вопрос в лоб: почему завод не выполняет мероприятия третьего режима НМУ?” — с максимально поставленной строгостью в голосе спрашивает “первая экологическая ракетка” региона. “А я солдат”, — усталым голосом и очень просто отвечает директор.
Это означает, что установленный план выпуска продукции подлежит безусловному выполнению, а согласование на остановку или перевод на “тихий ход” технологических агрегатов по третьему режиму неблагоприятных метеоусловий министерство не даёт.
Прошли годы. Нет министерств, но есть компании. Также имеется план, действуют контракты со сроками отгрузки продукции. Как и прежде, проводятся крупные и мелкие ремонты оборудования согласно срокам и графикам. Хорошо, если остановка на ремонт технологического агрегата по времени совпадает с объявленным режимом НМУ. А если ремонт закончен, а период НМУ ещё действует, то, к примеру, металлургическая печь будет стоять? Нет, конечно, её запустят, как и планировалось. Это по самому грозному и крутому режиму № 3, где требуется снизить выбросы от 40 до 60 процентов, то есть наполовину остановить производство.
Какая основная особенность чёрной и цветной металлургии? Правильно: непрерывное круглосуточное производство металла. Теоретически можно остановить агрегаты, но последующий их запуск приведёт к ещё большим выбросам.
Наглядное сравнение — автомобиль. Едет по дорогам города с допустимой скоростью без остановок — выбросы стабильны. Остановился на красный свет на перекрёстке или в пробке — двигатель работает в режиме холостого хода. Чтобы тронуться с места, надо увеличить крутящий момент. При этом, соответственно, возрастает расход топлива и выбросы с отработавшими газами.
Часто объявляют режим № 1, по которому, от выполнения организационно-технический мероприятий, якобы, сокращаются выбросы загрязняющих веществ на 15 — 20 процентов. Какие именно мероприятия имеются в виду?
— Запретить продувку и чистку оборудования, газоходов, емкостей, ремонтные работы, связанные с повышенным выделением вредных веществ в атмосферу.
— Минимизировать проведение работ, вызывающих пыление и дополнительное загрязнение.
— Усилить контроль при выпуске автомобилей на линию.
Такие выбросы действительно могут быть, но они считаются сверхнормативными при любой метеоситуации — хоть при ветре, хоть при штиле.
— Усилить контроль за работой газоочистного оборудования.
На исправной газоочистке и усиливать нечего. При аварийной ситуации на газоочистной установке — дополнительные сверхнормативные выбросы.
— Ограничить работу вспомогательного оборудования (сварка, металлообработка, покрасочные работы и другое).
На металлургических предприятиях, котельных и ТЭЦ это такая мелочь, которая никак не может дать 15 — 20 процентов снижения выбросов. Фактически главная задача в штилевой ситуации, приводящей к смогу — не допускать дополнительных выбросов. О снижении можно только мечтать.
Что значит снизить выбросы? По сравнению с чем? Допустим, сегодня введён режим НМУ. По сравнению со вчерашним днём?
Как правило, НМУ объявляется в зимний период. А если за окном на термометре минус 30 градусов? ТЭЦ и котельные работают с нагрузкой, близкой к максимальной. Вагон угля в час “пожирает” котлоагрегат. Выбросы максимальны, ни о каком снижении не может быть и речи.
С трудом заводятся двигатели автомобилей. Зависимость прямо пропорциональная: чем ниже температура воздуха, тем больше времени на прогрев и больше расход топлива и, соответственно, выбросов в зону дыхания. Не завелось несколько десятков транспортных средств из нескольких тысяч автомобилей. Разве это снижение? Другие средства передвижения, которые не являются роскошью, всю холодную ночь стояли на автозапуске около домов, поглощая кислород и выбрасывая токсичные газы.
Подходит “частный собственник” (Высоцкий, “Песня автозавистника”) к своему “зеленому, серому, белому” автомобилю, закуривает, стоит у выхлопной трубы и говорит сам себе: “Ну и смог сегодня! Совсем дышать нечем…”
Кто и как практически усилит контроль при выпуске автомобилей на линию?
В город спешат сотни фур из других регионов. К продовольственным магазинам то и дело подъезжают мощные трейлеры для разгрузки. А маршрутки и личные автомобили? А снующие по городу “Газели”? Все ли они прошли усиленный контроль при выезде?
Усиление контроля — это не минутное дело. Такой акцией в пассажирских автотранспортных предприятиях можно сорвать своевременный выпуск автобусов на линию. А на остановках мёрзнут люди, ждут автобуса по расписанию.
Легко написать “усилить контроль за газоочистным оборудованием”. Трудно.
Как определить, что в скруббере — огромной “бочке” — неисправна форсунка? Или прогорела ткань рукава в большом металлическом коробе, называемом рукавным фильтром? Внутри газоочисток видеокамер нет. Устранят неисправности, когда остановят на ремонт.
Какое в городе качество атмосферного воздуха? Глянем ежегодник Росгидромета “Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2018 год”.
Стр. 24. В Новокузнецке в 2018 году зарегистрировано 8 случаев (более 10 ПДКм.р.) высокого загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном с наибольшей разовой концентрацией 30 ПДК.
Стр. 27. Вещества, определяющие уровень загрязнения атмосферы Новокузнецка: бенз(а)пирен, взвешенные вещества, фторид водорода, диоксид азота и оксид углерода.
Стр. 45. “В годовом ходе концентрации бенз(а)пирена обычно возрастают в зимний период при максимальной нагрузке топливно-энергетических комплексов и наибольших выбросах”.
Это ещё раз подчёркивает, что никакого снижения выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеоусловий не происходит.
Свежий пример. 4 декабря “экодесант” побывал на Новокузнецком алюминиевом заводе (статья “Чтобы воздух чистым был” в “КР” от 6.12.2019 года). В это время действовал режим НМУ. А главный повод визита — ознакомление с ходом выполнения природоохранной программы.
Пытливый читатель заметил, что “экодесантникам” гиды ничего не показали и не рассказали о выполнении на заводе мероприятий по снижению выбросов в период НМУ.
Зато “…к 2024 году НкАЗ будет не узнать — дымы исчезнут, запах пропадёт, воздух станет прозрачнее”. То есть через четыре года на заводе наступит “экологический коммунизм”! За прошедшие 30 с лишним лет на заводе составлялись многочисленные ТЭО, программы, планы и прожекты. Десятки лет пытались внедрить обожжённые аноды и сухую газоочистку. Но только 13 процентов электролизёров переведены на новые технологии.
Результат 2018 года: из 16 городов России, Новокузнецк — лидер по превышению санитарно-гигиенических нормативов загрязнения атмосферного воздуха фторидом водорода: “Максимальная разовая концентрация фторида водорода выше 1 ПДК отмечается в 16 городах, с наибольшим значением в Новокузнецке, составляющим 7,4 ПДК” — ежегодник Росгидромета (стр. 57).
Пожелание. “Дедушка Мороз, посылай почаще ветреную погоду на нашу “территорию счастья”.
Вадим Алексеев. Экономика 17 Дек 2019 года 782 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.