Досуг

Храбрый сибирский сварщик и медведи

И снова мы идем в горы. Светит солнце, временами накрапывает дождь, дует прохладный ветер, тропа не пыльная после недавних ливней. Путешествие обещает быть отличным завершением отпуска.
“Мишка ходит. Небольшой, с меня ростом, — говорит мужчина из группы встреченных туристов. — Забрёл к нам в лагерь, пугать меня стал — встал на задние лапы. Ну и я поднял руки, и оказался больше. Что ему делать-то? Убежал!” Группа с подростками бодро шлёпает под дождём мимо, замыкающей идет женщина, настроение которой немного иное. “Стащил мешок с едой, собирали потом по тайге: крупа целая, сгущёнку слопал, - говорит встревоженно. — Ночью дежурили, утром поднялись повыше, на перевал, там связь есть. Дозвонились до МЧС, рассказали всё. Нам ответили, что о мишке знают, обещали охотников ещё вчера, но пока их нет. Посоветовали идти домой. Бардак какой-то”.
Поскольку дождь усилился (вместе с мишкобоязнью), решили дальше пока не идти, стать в верховьях Амзаса под пиком Запсиба. Стоим. Тучи на уровне тумана или это туман на уровне туч, но всё это точно на уровне палатки. Утром без изменений: тучи есть, а видимости нет. Значит, ждём. Около двенадцати из дождя выходит турист — герой-одиночка. Путь держит с озера Выпускников на пик Запсиба, про медведя не знает. И это радует. Пожелали друг другу удачи, пропал в тумане. Через два часа борьбы со сном и ленью решили попить кофе. И тут в полной тишине палатка стала трещать и складываться. Почти сразу понял - ОН. С криком-рёвом выбираюсь с “безопасного” края палатки и вижу: мишка. Ну не МИШКА прям, а такой, с виду подросток. Я же сварщик, а не медведовед, чтобы с ходу (и под действием адреналина) понять намеренья зверя. Начинаем наезжать друг на друга, пугать связями и знакомыми. Я оказался старше и больше. Нехотя, не сразу, но мишка свалил. Трясёт дико, подгибаются ноги, и думается, как мало успел ещё в жизни сварить.
Несмотря на дождь, принимаем решение валить (лучше вообще в страну с меньшим содержанием медведей, но пока домой). Рюкзаки собираются сами, почти без помощи трясущихся рук. На этапе сбора палатки краем глаза замечаю: вернулся! Поворачиваюсь, стоит бурая рожа в двух метрах, между мной и рюкзаками (видно, вспомнил кого-то ещё из знакомых и решил задавить авторитетом). Ору до хрипоты, голос стремительно пропадает. Зверь ухмыляется, стоит спокойно. Хватаю рюкзак полегче, поднимаю его над собой и, уже сипя, шагаю на косолапого. Мишка от удивления гадит (большую такую кучу) и сваливает. Но сваливает, зараза, в сторону нашего предполагаемого отступления. Теперь свободна только тропа вверх, и мы уходим в горы, ведь они наши ещё с детства и помогут нам. Плюс теплится надежда: МЧС знает, МЧС спасёт, вот только найдёт специального охотника на мишку и спасёт обязательно.
Переход до озера Выпускников запомнится надолго, назад смотрели чаще, чем вперёд. Туман, ливень, скользко, холодно и СТРАШНО. Я, конечно, сварщик, но даже меня к этому не готовили. Впрочем, не бывает ничего вечного (кроме влияния Госдепа на нашу жизнь), и через несколько часов мы переваливаем до озера. Голоса нет, нет настроения, есть дождь. Ночуем более-менее спокойно. Утро порадовало отсутствием дождя, тумана и (очень тихо!) медведя.
Еще вечером сделал из ножа и палки подобие сулицы или остроги (это такое оружие, которым туристы оборонялись от медведей во времена до МЧС). Оружие лежит рядом и навевает тоску: слаб человек и смертен. Размышляю, то ли можно им тыкать в медведя, то ли уж не злить. Тут к озеру подходит семейная пара, идут по “большому кольцу” уже десять дней. Нам обрадовались — люди, человеки! Рассказываю им о нашей беде. Ставят палатку рядом. Теперь нас уже четверо, и мы храбримся. За вечерним чаем выясняется, что у них есть чудо-оборонительная система для туристов “сигнал охотника” (такая ручка, на которую накручивается гильза, при выстреле вылетает метров на сорок ракета и с шумом отпугивает всех, кого боится охотник). Наверное, и для туристов подойдёт. Патронов десять, и это уже кое-что.
Ночью сплю плохо, лезут глупые мысли, что вот в менее духовно развитых странах можно без проблем купить револьвер 44‑го калибра, зарядить туда патроны “магнум” и прострелить небольшого медведя от пасти до хвоста столько раз, сколько попадёшь с трёх метров. А с трёх метров я точно попаду, я сварщик и меня учили. А в такой великой, скреплённой скрепами и свободной стране, как Сибирия, можно только применять “сигнал охотника”, бегать на медведя с поднятым рюкзаком или предложить мишке перейти на светлую сторону силы. ГДЕ ЖЕ ЭТА МЧС и её охотники?! Где СОБР, который, говорят, быстро прилетел на голубом вертолёте на приют “Снежный барс”, когда там была небольшая пьяная стрельба?! Где все?!
В пять утра поток беспокойных размышлений прервал громкий крик из соседней палатки. В голове мелькнула подлая мысль, что нельзя бежать быстрее медведя, но можно — быстрее соседа. Гоню её, хватаю копьё и (уже привычным движением) вылезаю в недоброе утро. Кричу (вернее, сиплю) насколько хватает голоса. Медведь от соседней палатки отходит и заинтересованно смотрит на меня. Не-е-ет, он смотрит прямо в МЕНЯ, в мою бессмертную душу. Соседи, благоразумно не выходя из палатки, применяют “сигнал охотника”. Мишка удивлён, но не испуган, спокойно кушает свою утреннюю чернику в пяти метрах от меня. Делаю выпады в сторону зверя, ору и шагаю на него. Однако магические пассы человека не действуют, его кун-фу круче. Сосед вылезает из палатки и встает рядом, а за нами (нет, не Москва и не МЧС) — наши женщины, и нам, сибирякам, отступать некуда, кругом Сибирь. “Сигнал охотника” заело, перекосило после первого же выстрела. Косолапый, видя, что двоих ему сразу не съесть, разминается черникой. Воспользовавшись паузой, прошу любимую подать мне из палатки фотоаппарат. Ибо какой сварщик без селфи с медведем, ну, или хоть потом видно будет, кто нас всех съел. Мишка позирует с душой и с энтузиазмом профессионала. Вдвоём мы чиним чудо-оружие, которое некий сумрачный гений создал, пытаясь заново изобрести велосипед. Устранив перекос, стреляем повторно. Зверь внимательно разглядывает то нас, то ракету. Салюты в нашей сибирской тайге редкость, знаете ли.

Устав от неизвестности, из палаток появляются наши женщины, и кажется, что им гораздо веселее, чем нам. Медведь наконец-то сваливает, адреналин улетучивается, ноги слабеют, руки опускаются. Всё-таки человек слаб. Уже не ложимся (какой тут сон!), быстро завтракаем, поглядывая на медведеопасное направление. Про себя мечтаю о СКС, “мосинке” или “калаше”. Нас (ну, вы поняли) не учили ходить в штыковую на медведя, мельчает сибиряк, ох мельчает… Успокоились рано. Через полчаса, применив подлый обходной манёвр, мишка форсирует озеро, заходя нам в тыл. Женщины оживились, схватили фотоаппараты и весело щелкают затворами в погоне за удачным кадром. “Какой он красивый, какой грациозный!” Красивый, Карл! Мужчину трясёт и ему реально страшно, а они — “красивый”! Мне что-нибудь срочно нужно: базуку, зенитку, гранату, хоть что-то между мной и этим страшным и злым миром. Мой хладнокровный напарник спокойно обходится своим сигналом охотника, и мишка короткими перебежками меняет фланг.
Оставаться на озере было уже неприятно, мягко говоря. Наши сборы могли бы стать учебным пособием для команд “Формулы-1”. По-возможности быстро валим через хребет в сторону Амзаса. Не останавливают нас ни законы физики (благо в нашей стране даже эти законы не всегда исполняются), ни старая травма колена. Останавливаемся наверху отдышаться. Здесь черника, чай, фото на память. Лохматого друга нет уже минут сорок, все рады и спокойны, только я считаю себя самым трусливым и мелким из сибиряков (СТЫДНО, но вида не подаю).
Идем по Амзасу вниз, через два часа навстречу начинают попадаться группы туристов. О мишке знают, и НИЧЕГО. Я определённо трус. Ещё через час на мокрой тропе обнаруживаем мишкины следы, и они идут нам навстречу. Странно, но законы физики… Ну, вы поняли. Идем дальше. Все встречные группы знают о медведе. Один богатырского вида паренёк посетовал, что пока его не встречал, но надежды не теряет. Я внутри седею, старею и понимаю, что я здесь слабое звено. Женщина (из тех, что коня и в избу), сидящая на тропе с полторашкой пива, философски заметила, что, мол, тайга — это родной дом для зверя, и он тут хозяин, а мы — гости. Потом успокоила: если что, у нас есть свистки. А-а-а, свистки(!), вот чем я мог забороть этого медведя, вот оно — секретное оружие всех настоящих охотников. Всю обратную дорогу я злобно представлял эту бабу, медведя и свисток.
В Лужбе наши друзья пошли к спасателям заявить о прохождении своего маршрута. Ну и заодно про мишку рассказать. Новостью для спасателей это не стало. Давно знают. И пока мы по озеру от косолапого бегали, даже охотник в лес приходил, но они не встретились.
Я не знаю, фиксируются ли звонки в МЧС или нет, не знаю протокол их действий при повышенной медведеопасности, но что меры должны быть приняты — это точно. И не через пять дней, а как можно быстрее. Район Поднебесных Зубьев о-оч-ень посещаемая территория, поскольку развитие туризма в области - дело важное для подрастающего поколения и будущего страны! Нам попалось много детских групп, и не у всех были СВИСТКИ и желание встречаться с хозяином тайги.
Алексей, сварщик.
Фото автора.
P.S. Уже дома, разглядывая трофейные фотографии, я понял, что на озере был другой медведь, на взгляд не медведоведа, больше и старше. Всем удачи и здоровья!
От редакции. Мы обратились за комментарием к хозяину Поднебесных гор Михаилу Шевалье: “Мы об этой ситуации знаем. Медведей стало много, потому что их вытеснили из Красноярского края - из Хакасии. Медведь — обычно очень осторожный зверь. Трудно представить, что он в “штатной” ситуации вышел бы на человека, но тут виноват и сам человек, туристы, которые прикормили зверей. Речь идет, как я понял, о Квадратном озере под пиком Запсиба. Там останавливается много групп, которые, увы, оставляют кучу пищевых отходов. Чего на наших приютах нет: пищевые отходы мы сжигаем. Там же это все остается, и, естественно, привлекает медведей. Проще ведь сожрать банку сгущенки, чем переработать килограммы грибов и ягод. То есть медведей прикормили сами туристы. А медведей сейчас много и разных. Слава Богу, никого не тронули пока. Но мало ли что. Мы, конечно, примем меры. Но повторяю: надо соблюдать правила поведения в горах, в том числе, требования чистоты. Это элементарно. Но, к сожалению, они не соблюдаются. А потом страдают люди, звери…”