Спорт

«Хранитель здоровья спортсменов»

Сегодня, 12 апреля 2022 года, ровно год, как нет с нами легендарного человека, замечательного семьянина, научного деятеля, бывшего главного врача Новокузнецкого врачебно-физкультурного диспансера, а ныне Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины, Геннадия Егоровича Егорова.


О нем было много сказано хорошего и доброго на страницах нашей газеты. Но и сейчас, по прошествии всего этого времени, хочется вновь и вновь говорить о его неординарности, талантливости, работоспособности. Он при жизни удостоился большого человеческого внимания и понимания среди родных, коллег, друзей, спортсменов, физкультурников.
Начну со спортивной составляющей доктора.
Пройдя большой полупрофессиональный спортивный путь, выступая на всесоюзных и всероссийских лыжных гонках, он выполнил норму мастера спорта СССР, удостоился серебряной награды на чемпионате Советского Союза среди студентов. Вот что говорит победитель первенства Советского Союза среди гонщиков лыжных опорных пунктов олимпийской подготовки, мастер спорта СССР Владимир Бубнов:
— Он мог быть гонщиком с мировым именем. Прекрасные данные. Природная выносливость. Волевой характер. Но Геннадий Егорович выбрал другое призвание: стать спортивным врачом. И стал им. Я очень много получил от него добрых советов. Ведь у нас была одна спортивная специализация. Он постоянно консультировал меня, как подходить к главным стартам сезона. Помогал залечивать травмы. А его напутствия всегда приносили спортивный успех. После того, как я завершил выступления на большой лыжне, он помогал мне, как правильно вести активный образ жизни, чтобы сохранить здоровье на долгие годы. Кстати, и моя супруга, мастер спорта СССР по лыжным гонкам Татьяна Бубнова, и моя дочь Дарья, мастер спорта России по художественной гимнастике, тоже были постоянно опекаемы им. Можно сказать, что он был нашим фамильным врачевателем. За все это наша семья ему благодарна. Он радел за здоровье спортсмена. И это было у него не только в душе, но и в крови.
Фамильным доктором он был и для известной в Кузбассе спортивной семьи мастера спорта СССР Сергея Бухарова — одного из сильнейших горнолыжников Всесоюзного студенческого спортивного общества «Буревестник». Под постоянным контролем находились его жена — лыжница Надежда Бухарова и дочь — горнолыжница Анна Бухарова. Как-то дочь после соревнований Кубка России пожаловалась на боль в спине. Надежда сначала обратилась к одному известному ортопеду. Тот их принял за приличную сумму и наговорил столько о болезни дочери, что Надежда потеряла дар речи. Тогда она, в больших переживаниях, обратилась к Геннадию Егоровичу. Тот внимательно осмотрел чадо и ничего особенного не нашел, обыкновенный постсоревновательный рецидив: «Полечим. И без денег. Через десять дней все пройдет».
Не хочу бросить тень в адрес других представителей спорта, но спортсмены-лыжники для него были на особом статусе.

Многократный чемпион Кузбасса, призер центрального совета ДСО «Труд», участник чемпионатов РСФСР и СССР по лыжным гонкам, мастер спорта СССР Борис Ахметов, который затем перешел в легкую атлетику, добившись довольно высоких результатов в марафоне и сверхмарафоне на всероссийских, европейских, мировых фестивалях бега, вспоминает:
— Помню, как-то нужно было пройти перед предстоящим стартом осмотр, чтобы получить «допуск». Пришел в диспансер, а там проходят медицинскую комиссию хоккеисты «Металлурга». Большая толпа. Сижу. Даже пригорюнился. И вдруг выходит Геннадий Егорович: «Борис, что сидишь? Пошли со мной!» Без всяких вопросов. Он уже знал, что мне надо. И потом эта «привилегия» для меня стала системной. Когда я серьезно заболел, меня снова «спортивная» дорожка привела во врачебно-физкультурный диспансер к Геннадию Егоровичу. Теперь он мне помогал в реабилитационном плане.
…А как не вспомнить историю двух сотрудниц диспансера, бывших лыжниц Татьяны Полуэктовой и Елены Хвощевской, которые пришли работать после окончания медицинского училища. Именно он заставил их получить высшее физкультурно-спортивное образование в Новокузнецком государственном пединституте, куда на факультет физического воспитания и спорта, можно сказать, Геннадий Егорович привел их за руку. На своем опыте, а у него два высших образования — Егоров окончил Кемеровский мединститут и Омский институт физкультуры, он понимал, что для их дальнейшего карьерного роста высшее образование просто необходимо. Сейчас они с большой теплотой говорят, как прав был их главврач.
Более полувека, а точнее, пятьдесят четыре года, связывала его дружба с Владиславом Грачевым. Грачев уроженец нашего города. Но после окончания ординатуры при ГИДУВе уехал в Москву. Работал в поликлинике Олимпийской деревни на летних Играх 1980 года. Затем в клинике Московского городского врачебно-физкультурного диспансера. Потом были другие должности в разных медицинских подразделениях столицы. Сейчас он врач высшей категории по спортивной медицине и лечебной физкультуре. Вот что он рассказывает:
— Знакомство с ним у меня завязалось в 1967 году. Я тогда, как действующий спортсмен, проходил углубленный медицинский осмотр, чтобы получить «допуск» к предстоящим соревнованиям. В силу недостатка времени я не смог сдать один анализ. И главврач Егоров на полном основании мог меня «зарубить». Но молодой доктор спортивного телосложения, похлопав по плечу, поставил свою визу в спортивной заявке, при этом, правда, попросил «чаще заглядывать в диспансер», а не накануне старта. Я тогда не думал, что эта встреча перерастет в большую многолетнюю дружбу. Я окончил мединститут, затем ординатуру. После ее окончания он предложил мне место врача во врачебно-физкультурном диспансере. Долго думал. У меня уже был свой план, связанный со спортивной медициной, но в Москве. Я выбрал столицу. Но мы продолжали общаться. Все время мы были на связи. Встречались на конференциях, съездах по спортивной медицине и травматологии. Находили время и на общение в семейном кругу как в Новокузнецке, так и в Москве. В нем подкупали профессионализм, деликатность, отсутствие исключительности в нашей непростой специальности травматолога-ортопеда. Так что с ним прошли «огни и воды». И могу засвидетельствовать, что фигура доктора Егорова в местном городском спортивном и медицинском деле очень весома и, наверное, недооценена. Таких, как врачебно-физкультурный диспансер Новокузнецка, даже в рамках Советского Союза можно было пересчитать на пальцах одной руки. Я смею говорить так, потому что сам, по долгу службы, был во многих городах СССР. Егоров был лидером в спортивно-медицинской деятельности в России. И стремился к созданию в Кузбассе современной модели центра спортивной медицины. Этот проект, который он называл «живой кровью жизни», занимал все его время, но не реализовался в связи с оптимизацией всей российской медицины.
…Не могу обойти его научную деятельность, которая только подтверждает неординарность доктора. Кандидат медицинских наук. Доцент. Имеет 65 научных работ, два патента на изобретение: «Способ коррекции осанки», «Способ повышения физической работоспособности спортсмена». Он врач высшей категории по двум специальностям: «Лечебная физкультура и спортивная медицина» и «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Из новокузнецких ученых Геннадий Егорович по-особому относился к кандидату биологических наук, заслуженному работнику физической культуры и спорта России, декану факультета физической культуры и спорта Кузбасской государственной педагогической академии Владимиру Петровичу Зубанову. Их сблизила не только спортивная наука, но и спортивное прошлое. Зубанов имеет тоже большой послужной список спортивных достижений: многократный победитель соревнований Центральных советов ДСО «Труд» и «Буревестник» в беге на средние и длинные дистанции.
Так что профессиональное поле для разговоров у них было. Пересечения были прямые. Они часто обсуждали вопросы двигательной активности спортсменов и физкультурников, занимались профилактикой гиподинамии. Спорили на предмет того, почему болят коленные суставы, почему «прихватывает» спину. Вместе обсуждали комплексы лечебной физкультуры.
— Хочу отметить, — говорит Владимир Петрович, — что Геннадий Егорович, как председатель государственной экзаменационной аттестационной комиссии факультета, не являлся «свадебным генералом», ограничившись только подписью в протоколе. В комиссии были два доктора медицинских наук. Вот между ним и докторами наук часто возникали споры при оценке знаний студентов на государственном экзамене. И он всегда переубеждал их. Все же в вопросах на стыке медицины и спорта Егоров был сильнее своих оппонентов. Доктора порой не понимали практической специфики спортивного направления. А у Геннадия Егоровича был большой не только научный опыт, но и профессиональные навыки действующего спортсмена.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

…Тема семьи обычно закрытая страница. Когда человек жив, к ней обращаются редко. Когда его нет, то «слезы воспоминания» сами наворачиваются. Отец семейства Егоровых часто говорил, что «тыл» семьи обеспечивала жена — Валентина Архиповна. Она тащила дом, так как глава семейства с утра до вечера занимался врачеванием, научной деятельностью, административно-хозяйственными работами. Суббота, воскресенье. Можно было бы и культурно отдохнуть. Но в дни законного отдыха он часто брал инструмент и шел в свой второй дом, что-то поправлять по хозяйству. Да и в отпуске не чурался поработать рабочим инструментом в диспансере. Так что мастеровитостью отличался не только во врачебном деле, но и в хозяйственном.
Когда его спрашивали: ты в кино или театре когда последний раз был? Он с неподдельной прищуренной улыбкой, глядя в глаза собеседнику, отвечал, то ли серьезно, то ли шутя: «Какие театры, кино, музеи? Некогда!» Валентина понимала его. Она и сейчас со слезами на глазах произносит: «Спасибо, что 55 лет дарил любовь, внимание и заботу. Говорил теплые слова. Спасибо за двух замечательных дочерей-ангелочков в белых халатах!»
Две дочери, Ирина и Марина, в чем-то повторяют своего отца. Занимались спортом. Окончили мединститут и стали замечательными врачами. «Прошел год, как нет папы, — задумчиво, с определенной медлительностью размышляет старшая, Ирина, — но я все равно разговариваю с ним. У нас была традиция: после победы наших спортсменов, особенно в лыжных гонках, биатлоне, мы созванивались и делились полученными впечатлениями. Теперь я звоню маме, а рассказываю о победах отцу?
Наша семья гордится, что на входе в Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины (новое название диспансера. — Прим. авт.) появилась мемориальная доска имени отца. Там есть такие слова: «Хранитель здоровья спортсменов». Они не случайны. На один из его дней рождения спортсмены сделали подарок, на котором большими буквами было это заключение.


Для нашей семьи, коллег, друзей и спортсменов этот памятный знак не только событие, но и память. Пройдут годы, и кто-то из бывших спортсменов приведет в это учреждение своего сына или дочь и непременно расскажет, кем был наш папа. Есть такая золотая фраза: «Человек должен прожить жизнь не в длину, а в ширину и глубину». Нашему отцу удалось прожить именно так…

Виктор Малышев. Архив семьи Егоровых, Александр Бокин (фото). Спорт 12 Апр 2022 года 266 1 комментарий

Один комментарий на «“«Хранитель здоровья спортсменов»”»

  1. Марина:

    Очень хочется, чтобы этому золотому человеку, моему Папе, посмертно было присвоено звание Почетного Гражданина Города Новокузнецка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.