Спорт

Александр Шааб: шахматный гранд-арбитр

В Новокузнецке много спортивных арбитров. Большинство из них имеют массовую категорию, начиная с первой. Есть арбитры международной, всесоюзной, всероссийской категории. Среди этой высшей касты спортивных судей гранд-арбитрами считаются международники. И первым в этом списке стоит международный арбитр по шахматам Александр Шааб — заместитель директора городской Спортивной школы по шахматам имени Бориса Кустова. Он является “пионером” этого спортивного судейского звания в Новокузнецке. Первый золотой спортивный арбитр.

Александр Шааб

У меня с ним давнее знакомство. Встречались на многих элитных соревнованиях, включая чемпионат мира среди студентов, который проходил в 2008 году в нашем городе. Тогда он получил высшую оценку от главного. Был я у него и на занятиях с юными любителями древней игры. Здесь Шааб предстал для меня великолепным педагогом. А новые черты его характера раскрылись для меня после ежегодных шахматно-туристических фестивалей, которые обычно проводятся в июле на Поднебесных Зубьях.

Фестиваль областной. В нем участвуют талантливые дети из многих кузбасских городов и районов. А их учителя – это признанные шахматисты, среди которых отмечу международных мастеров Максима Ивахина, Альберта Сергеева, Антонину Трофимову, мастера ФИДЕ Владимира Федорова.

Это не только загородная шахматная чудо-школа, которую организовали на приюте «Кузбасский» председатель областной шахматной федерации Максим Ивахин, генеральный директор торгово-промышленной компании Александр Волобуев и мастер спорта по туризму Михаил Шевалье, но и активный отдых в условиях первозданной природы, где прозрачный воздух, яркое солнце, светлая Томь и манящие вершины гор снимают напряжение будничной городской жизни. Я не случайно обратился к этой истории. Она интересна тем, что на одной из вершин хребта Тигириш – Пик дураков, впервые прошел высокогорный шахматный блиц-турнир на Кубок Героя Кузбасса, Почетного президента областной шахматной федерации Михаила Найдова. А обслуживал его Александр Шааб. Двадцать два поклонника Каиссы, совершив многокилометровый поход к вершине, расположились за шахматными досками прямо на предгорных валунах. Открывали это состязание Михаил Шевалье и Максим Ивахин.

— Их междусобойчик, как и положено, завершился вничью. Победителем же стал новокузнечанин Данил Чураков, — подвел итог этому необычному соревнованию международный арбитр.

Фестиваль на Поднебесных Зубьях

…Изучение шахмат обычно начинается с семейных уроков. Дети любят участвовать в захватывающих поединках, которые они называют “войнушками”. В этой древней игре есть все для сражения: белые и черные королевские войска, где есть “пешки-солдаты”, “конница”, “офицеры”, “парусно-весельный флот”, представленный “ладьями”. Увидев это войско на столе и его заинтригованное передвижение по клеткам шахматного поля, когда “пешкасолдат” может стать “генералом”, у ребенка загораются глаза. Он льнет к столу. Начинает сначала благодаря старшим, а потом и самостоятельно готовить шахматную атаку в тыл “врага”.

Многие любители древней игры так начинали свое познание мира шахмат. Не минуло оное и юного Сашу, который в пятилетнем возрасте внимательно созерцал события на доске, когда играли его старшие братья — Иван и Игнат. Спрашивал у них: как ходит “конь”, “слон”, “ладья”, “ферзь”? Что такое “вилка”? Задавал и другие вопросы. А в шесть лет начал уже играть с братьями. Увлекся древней игрой так, что уже уроков старших ему стало не хватать. Шахматного кружка же (а многодетная семья шахтера жила на окраине Орджоникидзевского района города) не было.

Саша в этом возрасте познал не только уроки Каиссы, но и уроки чтения. Следующая его ступень шахматного обучения началась с разбора партий мастеров и гроссмейстеров, которые публиковала газета “Советский спорт”.

— Когда я влюбился в эту игру, то мне стало интересно разбирать партии гроссмейстеров, — говорит Александр Шааб. — Я понял, что первыми должны идти вперед центральные пешки. И так по крупицам я осознавал шахматный дебют. Долго не мог разобраться с рокировкой: 0-0, 0-0-0. И все же мое самопознавание древней игры к 7-му классу дало результат. Меня взяли в сборную школы на городской турнир “Белая ладья”. Сыграл без блеска, но надежно. И самое главное — я узнал, что в Центральном районе города есть шахматная секция. И с 1 сентября оказался в шахматной группе, которую тренировал Валерий Павлович Штукатуркин. За год я выполнил норматив второго разряда.

После восьмого класса поступил учиться в горно-транспортный техникум, который находится в Орджоникидзевском районе. И вот тут у меня возникла проблема с посещением шахматного кружка. Я учился хорошо. Являлся старостой группы. Занятия в техникуме заканчивались в 14.30. А шахматные уроки, которые проходили в городском Доме творчества имени Крупской, начинались в 15 часов. На “пятерке” (это маршрутный автобус) я добирался со своей окраины в центр примерно час. Поэтому опаздывал на шахматные занятия. Тогда мне не приходила такая мысль, что можно было договориться с преподавателями в техникуме, чтобы меня с занятий отпускали чуть раньше. Я был дисциплинированным и успешным учащимся. Со стороны преподавателей ко мне не было никаких претензий. Это был вариант. Но им я из-за своей застенчивости не воспользовался.

…Шааб ушел из секции. Ушел от хорошего тренера, который на него, как шахматиста, питал определенные надежды. Штукатуркин был действующим спортсменом. И в пылу своих личных выступлений на различных турнирах не смог продолжить занятия со способным учеником на расстоянии. Так они и расстались.

Александр снова перешел к самостоятельному познанию шахматной теории, выискивая для себя в литературе премудрости древней игры. Выступал в турнирах. Но звезд с неба в соревнованиях не хватал. Играл на уровне кандидата в мастера спорта. Поэтому как спортсмен он себя ценит не высоко. Ему не хватало каких-то природных качеств. Не хватало и честолюбия. Но любовь к шахматам не ушла в небытие. Даже армия, которая, можно сказать, выбила из шахматной колеи, не смогла выбросить 21-однолетнего человека из черно-белого поля.

Имея “шахтерский” диплом техника, он решил отойти от семейной династии добытчика “черного золота”. Отец — шахтер. Старший брат — шахтер. А он решил служить шахматам.

Придя из армии, настроился поработать педагогом в районном Доме творчества. Но единственная ставка учителя шахмат оказалась занята. Раздумье. Можно было устроиться почасовиком. Но он мечтал о постоянной работе. Так воспитал отец. Старший брат Игнат, который трудился в комсомольско-молодежной бригаде Виктора Бовта на шахте “Зыряновская”, увидев неопределенность Александра, решил действовать нахрапом:

— Хватит бездельничать. Зря, что ли, учился на шахтера. Пошли в нашу бригаду.

Взял за руку и повел в отдел кадров.

Устроился подземным горнорабочим. Работал в смене. Перебрасывал уголь совковой лопатой из лавы в ленточный конвейер. Получал большие по тем временам деньги. Нужно учитывать и то, что знатная комсомольско-молодежная бригада была передовой не только в Новокузнецке, но и Кузбассе. План всегда перевыполняла. Поэтому ее и премиями жаловали.

Но не в деньгах оказалось счастье Шааба. Мысль о тренерской работе, а не о тоннах “черного золота”, сверлила голову. Она не давала чувствовать себя в этой жизни счастливым человеком. И даже большая зарплата шахтера не держала в этой профессии. Отработав полгода под землей, он решил на общественных началах учить шахматной игре юное поколение. Благо в Доме пионеров на такое предложение с радостью откликнулись. Теперь жизнь его делилась на два фронта. Отработав в шахте, он спешил к своим ученикам. Давал бесплатные уроки. Потом возвращался домой. Готовился к следующему шахматному занятию. Отдыхал. И вновь — спуск под землю. Вот так, размеренно, протекали дни.

…В первый шахматный набор попал и нынешний председатель Законодательного собрания Кемеровской области Вячеслав Анатольевич Петров.

Вот как это было. Вспоминает Александр Адольфович:

— Летом 1981 года я, по своему личному желанию, проводил открытый шахматный турнир среди подростков Орджоникидзевского района. Участвовал в этом состязании и Петров. Не знаю, как он сыграл в этом соревновании, но точно могу сказать, что в призеры не попал. А значит, и не запомнился. После соревнования все дети разбежались по домам. Теперь они должны были ко мне прийти только 1 сентября. С началом нового учебного года изменился мой профессиональный статус. В Доме пионеров ставка шахматного педагога стала свободной. Я уволился из шахты и стал работать шахматным педагогом.

За два года Петров вырос в хорошего шахматиста. Он влюбился в древнюю игру. Любил работать с дополнительной литературой. Приходил первым на занятие, а уходил последним. Такое трудолюбие ему воздалось. Он стал одним из ведущих юных шахматистов Новокузнецка.

В 1983 году первенство города среди учащихся проходило в два этапа. Первый этап — весной. Здесь выявлялись четыре лучших шахматиста. Второй — осенью: где определялся чемпион. Квартет из сильнейших выглядел так: Дима Романов, Слава Фенин, Дима Конопля, Слава Петров. Так вот, если первые трое все лето о шахматах и не вспоминали, занимаясь активным отдыхом, то Петров донимал наставника индивидуальными занятиями. Шааб давал ему подшивки шахматных газет и журналов. И он самостоятельно штудировал партии мастеров за доской. Поэтому в финале Петров сыграл очень сильно. Он одержал две победы и одну партию закончил вничью. Показатель чемпионский. На полях замечу, что шахматные уроки ему очень здорово помогли ориентироваться в жизни, начиная со школьной скамьи. Он с серебряной медалью окончил школу. Потом с отличием завершил учебу в Кемеровском государственном медицинском институте. Но в медицине не задержался. Ушел в предприниматели. Получил второе высшее образование — юридическое, в Кемеровском государственном университете. А в 2011 году занялся большой политикой.

Четыре года назад мне удалось побывать на открытие именного шахматного класса Вячеслава Петрова в новокузнецком Доме творчества «Вектор». Именно в этом учреждении дополнительного образования он влюбился в древнюю игру. Но теперь это было совсем другое помещение. Оно радовало глаз. Светлое. Красивые шахматные столики. Современная техника. Среди присутствующих главные виновники торжества Петров и Шааб — без бывшего учителя это празднество просто не могло состояться. Учитель очень тепло отозвался о подарке своего ученика. Но меня больше всего тронули такие слова Петрова:

— Большое спасибо моему учителю. Я был обычным горожанином. Но вот встреча с Александром Адольфовичем многое изменило во мне. Именно он воспитал во мне стремление к победе не только в шахматах, в учебе, но и в других жизненных ситуациях. Он учил меня работать на результат. Сегодня могу однозначно сказать, что именно эта древняя игра привела меня к успеху во всем.

На открытии состоялся детский турнир. Первый стартовый дружеский поединок провели Вячеслав Анатольевич Петров и двенадцатилетний Георгий Петухов. Главный арбитр Александр Шааб, зафиксировал ничью. Впрочем, как и положено в таких событиях.

Кроме Петрова, у него еще есть ряд воспитанников, которые радовали своими выступлениями на черно-белом квадрате. Среди них отмечу Сергея Лаврова, Алексея Изместьева, Степана Созина, Наталью Хейфец, Максима Миначева, которые в своих возрастных группах являлись призерами первенства Сибирского федерального округа.

Наталья Хейфец

…Любопытной историей оказалось приобщение его к судейству крупных турниров. Когда у руля городской шахматной федерации оказался экс-директор Западно-Сибирского металлургического комбината, профессор Борис Александрович Кустов, то шахматная жизнь в городе забурлила так, что волны древней игры захватили территорию и за пределами Кузбасса. Кустов привнес в работу этой общественной организации производственный подход. У него во главу угла ставились дисциплина и исполнительность каждого члена вновь избранного попечительского совета федерации. Этот общественный орган должен был решать главную задачу так, чтобы о новокузнецких шахматах говорили не только в России, но и за рубежом. Для этого нужны были наставники высшей категории и арбитры, соответствующие всероссийскому уровню. И если среди тренеров у нас были гроссмейстер, международные мастера, мастера спорта, мастера ФИДЕ, то вот с шахматными судьями положение было аховое. Не было даже арбитра всероссийской категории.

Поэтому громом среди ясного неба стали слова Бориса Александровича на первом открытом заседании федерации:

— Чтобы проводить в городе топовые турниры с привлечением гроссмейстеров, нам необходимы свои арбитры международного класса.

А после этого прямого текста обратил свой твердый и пронзительный взгляд на наставников и добавил:

— Кто из вас готов стать арбитром?

Это был 1996 год. Не знаю почему, но выбор пал на Шааба. Он ответил одним словом:

— Подумаю.

На этом и разошлись.

Вспоминает Александр Адольфович:

— Мне было интересно выйти на новый путь своего шахматного развития. Эта стезя для меня была новой и неизведанной. Пришел домой. Посоветовались в семье. Получил “добро” от родных. И решил: надо пробовать!

Учился у таких известных шахматных судей, как Александр Трофимов, Сергей Хасин, Игорь Болотницкий, Павел Зорин. Прислушивался к мнению и первого директора городской спортивной школы по шахматам, арбитра первой категории Владимира Королькова, который постоянно обслуживал городские соревнования в роли главного. Врезались в память такие слова Королькова:

— Как только начинается скандал за шахматной доской, быстро принимай решение, чтобы не было “пожара”. Правильное или неправильное — это уже отдельный разбор момента самим собой по истечении соревновательного дня.

А прокопчанин Павел Зорин, второй международный арбитр за Уралом, с которым он часто встречался на внутренних турнирах, напутствовал такими словами:

— Быть судьей в шахматах — это не только знание официальных правил. Необходимо иметь досье на каждого участника соревнования. Быть психологом, чтобы без обид разрулить конфликтную ситуацию. Я убежден, что шахматный судья — это не профессия, это призвание! Это твои -честь и совесть, справедливость и доброжелательность.

Через три года Шааб стал арбитром всероссийской категории. А в 2000 году — получил международное звание. Но эти наставления старших и по сей день остаются для него краеугольными.

Сергей Лавров

…У Александра Шааба много знаковых турниров, в которых он участвовал арбитром. Это и первый командный чемпионат по шахматам среди женщин в Екатеринбурге, и десятый командный чемпионат мира среди студентов в Новокузнецке, и Всемирная шахматная олимпиада в Ханты-Мансийске. На этих соревнованиях он очно познакомился с чемпионами мира Анатолием Карповым, Гарием Каспаровым, президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. Понаблюдал за игрой таких мега-гроссмейстеров, как Владимир Крамник, Сергей Карякин, Александр Грищук, Ян Непомнящих.

Безусловно, из всех соревнований, которые он обслуживал, Шааб с большой теплотой вспоминает студенческий чемпионат мира 2008 года, который проходил в Культурном центре ЗСМК:

— Это было действительно состязание мирового уровня. И оно получило высокую оценку со стороны ФИДЕ, Международного спортивного союза студентов, Министерства спорта России, шахматной Федерации нашей страны. А ведь Новокузнецк впервые проводил такого уровня турнир. Приятно, что мужская и женская сборные России стали чемпионами мира. Отмечу, что за сборную играли и два гроссмейстера из Сибирского государственного индустриального университета — Владимир Бочаров и Павел Смирнов. Они и в личной игре были лучшими. Владимир стал победителем, а Павел завоевал “бронзу”.

Мне интересно было наблюдать за игрой шахматистов из Африки и азиатских стран. Пришлось участвовать и в судейской разборке. Одна из соперниц, которая играла с китаянкой, обратилась ко мне, что испытывает определенный дискомфорт. Оказалось, что спортсменка из Поднебесной рядом с шахматной доской ставила флакончик духов. Их специфический запах не давал сосредоточиться. Соперница высказалась так: “Духи угнетают меня. Меня тянет на сон”. Пришлось принять меры. Сделал замечание. Попросил убрать духи и больше не выставлять. И предупредил, что подобные действия в игре с другими соперницами повлекут к снятию с чемпионата. Подействовало. Сейчас это называется “ароматерапия”. И она не должна использоваться в игре. В настоящее время это отражено в соответствующем пункте правил.

Главный судья студенческого чемпионата мира гроссмейстер, международный арбитр, заслуженный тренер России и Казахстана Болат Коришалович Асанов из Алма-Аты оценил действия новокузнечанина кратко и емко: «Прилично». Потом добавил: «С ним можно обслуживать соревнования любого ранга. Досконально знает правила. Применяет их по делу. И владеет английским».

…На его счету много турниров Гран-при, включая Всемирные шахматные олимпиады, где он работал в судейской бригаде. Сейчас он один из топовых арбитров не только в России, но и мире. И это показал обучающий семинар международных арбитров в Сочи, который проводился в рамках пилотного проекта ФИДЕ и Федерации шахмат России. Главная цель которого — сертификация международных арбитров, знающих все последние изменения в правилах ФИДЕ. Особое внимание, оценивая судей, комиссия уделяла полноценному общению на английском языке. Выдержавшие этот экзамен включены в интернациональные судейские бригады на главные турниры в рамках Международной федерации шахмат. Замечу, что на обучающем семинаре вместе с текущими проблемами, которые сегодня характерны для шахматного мира, поднимались и такие темы, как фармакология, антидопинговые меры, античитерские возможности, ограничения по дресс-коду, использование металлоискателей, стандарты электроники, которые используются на турнирах, знание законов принимающей стороны.

И что вы думаете? Среди всех приглашенных международных судей России Александр Адольфович Шааб в зачетном тестировании набрал наивысшие баллы, став лучшим. Теперь он гранд-арбитр.

Виктор Малышев. Фото из архива автора. Спорт 12 Янв 2021 года 357 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.