Общество

Туристская дуга южней Кузбасса

КругосветЛое путешествие: г. Новокузнецк — г. Бийск — п. Артыбаш — Телецкое озеро — п. Яйлю — кордон на реке Большой Абакан — г. Абаза — г. Новокузнецк
(Окончание. Начало в № 25.)

Посвящается моему сыну Борису, ушедшему из жизни 8 октября 2021 года.

Последние километры пути дались относительно легко, наверное, сказалось долгое ожидание встречи с Абаканом и окончания нашего пешего перехода. А после встретившегося указателя «До Абакана 2 км» словно открылось второе дыхание. Однако последний холм был буквально весь покрыт упавшими крупными кедрами с корнями. Здесь пронесся страшный бурелом, и, похоже, уже не в первый раз! Тропа видна, да как пройдешь по ней?! Обходим поваленные деревья, проползаем под ними ящерицами, а кое-где переваливаемся через них мешком с рюкзаком. И тропа, как живая, виляет из стороны в сторону. И это в конце долгого пути! На пройденной ранее тропе везде кто-то распиливал упавшие на тропу деревья и растаскивал обе части в стороны от тропы.
Но вот просветы между деревьями стали шире и шире, и мы вышли на берег Большого Абакана! Сбросили рюкзаки и выпили студеной Абаканской воды. Самый молодой из нас — Боря, не раздеваясь, падает в воду! Закончен пеший переход! Впереди водная дорога длиной порядка трехсот километров. Поставили палатки (две штуки) на месте, называемом «кордон», на левом берегу Большого Абакана. Всего пешим ходом с отдыхами мы одолели около семидесяти четырех километров за шесть дней.
12.07.1974 года к нашему берегу причалила лодка, из которой вышли, как мы потом узнали, рыбные инспекторы с пистолетами в кобурах. Оперативно! Поинтересовались: кто мы и откуда? Узнав, что мы предполагаем сплавиться по Абакану на деревянном плоту, объяснили, что сейчас река обмелела и наш плот застрянет на первом же пороге, а дальше мы пойдем пешком. В наши планы это не входило. Поэтому мы решили, что три плановых дня на изготовление деревянного плота мы посвятим рыбалке и отдыху. Зря только тащили топор, пилу и железные скобы. Ну, ладно — «нет худа без добра»!
Я снарядил снасть на самодельный спиннинг, который изготовил из сухого сучка взамен пластикового магазинного, случайно не замеченного при выгрузке и уехавшего еще в Бийске в багажнике такси. Хорошо, что у меня с собой были запасные проводочные кольца, а сучок подобрал Z-образный, подходящий для безынерционной катушки. Рыбачил на так называемую «балду», то есть леску, на конце которой размещен груз в виде заполненной водой пластиковой бутылочки, например, из-под канцелярского клея, и двумя-тремя проводками выше груза с искусственными мушками. Мушки я делал сам. Абакан нас порадовал наличием рыбы! Не было ни одного заброса снасти, чтобы хариус не схватил искусственную мушку и не подсекся! Однако я лично не вытащил ни одного хариуса на берег. Все они срывались! Я огорчился отчаянно — такой клёв!.. Дело было в том, что в качестве ствола я поставил сухой, не амортизирующий сучок. Но я с лихвой заполнил ловлю хариусов на искусственную мушку без груза телескопическим удилищем!
Между прочим, в то время мы не знали, что в нескольких километрах вверх по Абакану жила семья старообрядцев Лыковых. Из семьи в настоящее время осталась одна Агафья. Ей доброжелатели построили новый дом, привезли козу, однако привозную пищу она не ела. Сейчас ей где-то около семидесяти лет.
Нам удалось познакомиться с диким «курортом» под названием «Аржан-Су» (источник и вода по-тюркски), или по-другому — «Теплый ключ». Мы втроем — Анатолий, Борис Иваныч и я — отправились по карте, предоставленной туристом Валерием Бехтеревым, который и просил узнать, что это за такой курорт. Вниз по Абакану километрах в пяти от нашей стоянки, с правого берега Абакана впадает в него речушка Бедуй.
Василий Васильевич Сапожников (1861 — 1924 годы), ботаник, географ, путешественник и ректор Томского университета, писал в 1895 году, что Ключ Аржан лежит в долине реки Бедуй, в четырех верстах (в одной версте — 1,06 километра. — В.Л.) от реки Абакан в полугорье левого склона долины на высоте около 1000 метров. Вода Ключа совершенно прозрачна, довольно приятного вкуса с легким вкусом сероводорода. В сточном ручье накапливается вязкая тина тёмного цвета, вероятно, от сернистых соединений. Особенно Ключ считается полезным от ревматизма. Больные стараются сидеть в Ключе возможно чаще (4 — 5 раз в день), после чего надевают шубу и пьют много горячего чая, сваренного на той же воде. Лечение получается чисто потогонное. Помощь при накожных болезнях, вероятно, объясняется также присутствием в воде сероводорода.

Во время нашего пребывания в «курорте» находилось примерно человек сто пятьдесят. Мы познакомились со старожилом «курорта», который вел учет прибывавших и назначал каждому время для принятия процедур в бане (два раза в сутки: днем и в ночное время) по 30 минут. В остальное время чем хочешь, тем и занимайся: рыбалкой ли, поиском золотого корня, грибалкой и самому себе готовь еду из привезенных/принесенных с собой продуктов. Жильем «отдыхавшим» служили шалаши, ветхие землянки, свои палатки и довольно большой по размерам неотапливаемый амбар. Невдалеке были видны несколько крестов, небольшой погост, видимо, для не долечившихся.

К сожалению, мы не запомнили фамилию этого управляющего, жителя Новокузнецка, из поселка Байдаевка, который жил при Аржан-Су почти постоянно, так как в свое время вылечился от загнивающих ран на голове и на руках, полученных в боях во время Великой Отечественной войны. Он говорил, что объездил почти весь Союз, но нигде его не могли вылечить. Он вспомнил Аржан-Су, потому что еще в детстве со своим отцом плавал на лодке в это место. «И вот видите!» — он показал нам свои руки, сжимая их в кулак и разжимая. — И на голове все зажило». Он нам предложил полежать в бане, как и всем, не более пятнадцати минут. После бани положено некоторое время лежать. Но мы на это не рассчитывали, мы планировали вернуться на свою стоянку в тот же день. Мы только испили по кружке приятной на вкус воды с температурой 37 градусов по Цельсию.
В бане под полом располагалась большая (на шесть человек) ванна с песчаным дном, стены которой обшиты деревом. За стенкой, ниже большой ванны изготовлена ванна меньшего размера для больных с открытыми язвами. Вода из источника поступала постоянно в большую ванну, а затем в малую ванну, из которой её выпускали на склон горы. За те полчаса, которые выделялись на процедуру, в пустую ванну набирали воду, затыкая выходное отверстие деревянной пробкой. Уровень поднимался примерно на полметра, достаточный для того, чтобы окунуть болевшие части тела. Через пятнадцать минут выходное отверстие открывали, и вода перетекала в малую ванну. А больные тем временем поднимались наверх и одевались, чтобы сберечь тепло в теле.
Во время нашего пребывания на Аржан-Су мы были свидетелями поступления группы людей из Тувы, приехавших на лошадях и пригнавших с собой яка. Как-то не удалось выяснить, зачем им понадобился як. Зато мы видели, что они обвязали пораненную ногу лошади тряпкой, смоченной водой из источника, и сказали, что за ночь всё затянется.
Нас на Аржан-Су захватила гроза. Мы стали к вечеру искать себе место для ночлега. Зашли в амбар — яблоку негде упасть, весь пол устлан людьми. Полезли наверх, под двухскатную крышу. Фронтоны чердака не были зашиты, поэтому тело пронизывал холодный сквозняк. Ну, тут нам делать нечего, замерзнем, как суслики. Однако опять, «нет худа без добра», вдруг видим: над одной из стропил была кем-то засунута, — нет, вы не поверите! — булка засохшего хлеба! И — вы удивитесь еще больше — большой кусок соленого сала! Это для нас, не взявших с собой ни крошки!..
Спустились на землю, нашли большую яму от вырванного с корнем кедра. «Поужинали», раскалывая охотничьим ножом, как топором, хлеб-сухарь и пожевав сало. Однако спать в этом медвежьем логовище было бы холодно, так как на нас были надеты только штормовки (пошли-то на один день).
У крайней палатки нас кто-то окликнул: «Вы откуда?» Мы ответили: «Из Новокузнецка». — «Подходите к нам, земляки, чаем угостим». Разговорились. Они показали на небольшую палатку на двух человек. Сказали, что хозяева палатки ушли на рыбалку с ночевой. Мы трое залезли в палатку. Дождь уже хлестал вовсю! Мои спутники лежали по обе стороны от меня, вынужденно прижимаясь к стенкам палатки, чего делать не положено, поэтому они подмокли. Всю ночь молнии и гром полыхали и бомбили нас, как будто в ухо.
Утром обратная тропа была завалена упавшими кедрами. Бог послал нам кедровые шишки, ну, как тут пройти мимо! Набрали, сколько могли, в карманы и в капюшон. Но пролазить под упавшими деревьями или обходить их несладко. Абакан распух от дождя, пришлось перебираться на другой берег вплавь. Вернувшись на стоянку, с удивлением узнали, что в нашей палатке ночевали те рыбаки, которые ушли с Горячего ключа. Разве часто случаются такие совпадения?! Они — в нашей палатке, а мы — в их!
Как нам стало известно только сейчас, Аржан-Су в 1976 году посетил нуждающийся в лечении Виктор Петрович Злобин, житель города Черногорска (Хакасия). С распухшими коленками от обостренного артрита он несколько раз приезжал на Аржан-Су и вылечился, а затем стал развивать здесь свой курортно-оздоровительный бизнес. Со своими товарищами он обновил и перестроил купальню. Кроме того, построил семь добротных, из деревянного бруса, домиков (пяти-, шести-, восьми- и десятиместных). Летом 2018 года стоимость одного места в новых домиках составляла 700 рублей в сутки.
Кроме коммерческих домиков, шахта «Алардинская» (поселок Малиновка Кемеровской области — Кузбасса) в начале 2000-х годов поставила (доставила вертолетами) три железных домика, обитых изнутри ДВП/ДСП, и два домика из круглых бревен. Однако в последние годы эти домики были как бы бесхозны, запущены и занимались людьми бесплатно.
Так же бесплатно представлялась возможность принять лечебные термальные купания любым посетителям.
Анатолий Николаевич Гуляев, житель города Прокопьевска, побывавший на Аржан-Су в августе — сентябре 2018 года, сообщил, что полет на вертолете Ми-8 m из Таштагола до Аржан-Су и обратно обошелся ему в 19 тысяч рублей (см. «Литературно-художественная газета-альманах «Усятская россыпь» № 16, апрель 2019 года, г. Прокопьевск).
По истечении трех дней наши участники турпохода Анатолий, Иван и Борис Иваныч сумели «выловить» проходящую лодку и договориться, чтобы взяли трех человек для сплава до города Абазы. Большее количество людей лодочники взять не могли. Поэтому эти трое уплыли первыми. Я и молодежь перебрались в устье Бедуя, чтобы дождаться попутной лодки, могущей взять еще нас троих.
В долгожданной лодке оказалось с нами десять человек. Когда однажды лодку развернуло поперек быстрого течения на камнях, я ожидал, что её захлестнет водой. Мной были пережиты такие опасные случаи на реках Уса и Средняя Терсь на досчатой лодке. Однако на Абакане такого не случилось, хотя лодка села на камни. Вода не попала в лодку. Я обратил внимание на то, что на борта лодки нашиты сверху дополнительные доски. Борта оказались высокими. Молодцы абаканцы! Пассажиры вылазили прямо в воду на шиверах и шли к берегу. Так же лодочник освобождал лодку от людей и спускал ее на бечеве по порогам, которых на трехстах километрах было немало!
Тем не менее на реке было и такое место, в котором на продолжении примерно пяти километров течение почти не ощущалось. Это место называли «Тиши». Интересен также конец плавания перед городом Абаза. Лодка как будто катилась с крутой горы на лыжах. Конечно, с выключенным мотором на всем пути, спускаясь самосплавом, исключая место Тиши.
В заключение сообщу рассказ лодочника, который в настоящее время должен был сидеть арестованным в ожидании суда за браконьерство. Однако его освободили, потому что милиции (так называлась тогда нынешняя полиция) захотелось отведать свеженькой рыбки.
Валерий Ларин, кузбассец с 1936 года.
P.S. Рассказ о «КругосветЛом путешествии» оказался возможным благодаря тому, что ежедневно каждый из участников похода делал записи в вахтовом журнале. В итоге привожу свои стихи:
Ворота Кузбасса открыты туризму…
Туда и обратно в желанный край…
К хакасам, тывинцам, алтайцам без визы,
В Монголию, Индию или в Китай…
А лыжников, сноубордистов
Приветит снежный крутой Шерегеш.
Спускал он с горы любителей истых, —
Враз тыща пятьсот! — рекорд ещё свеж!