
Взялся за гуж — не забудь сходить в душ
Пособников жуликов в России начинают привлекать к ответственности.
В среду появилась новость, смахивающая на сенсацию: из США в Россию депортировали обвиняемого в преступлении, который 13 лет скрывался от правосудия.
Депортация по запросу России, да ещё и из США, — событие, само по себе привлекающее интерес. Такого в последние годы, до 2024-го включительно, насколько помню, не случалось (был обмен заключёнными, но это совсем другая песня). Ещё более любопытно, что депортированный — наш земляк, Владимир Целлермаер. Он обвиняется в мошенничестве с нанесением ущерба нескольким банкам Новокузнецка в общем размере 32 миллиона рублей.
Скорее всего, вернувшегося (хоть и не по своей воле) на Родину из затянувшегося заграничного вояжа доставят в СИЗО Новокузнецка — расследование уголовных дел с участием обвиняемого, как правило, осуществляется по месту совершения преступления. Но известно, что на данный момент его доставили в Москву. В связи с отсутствием прямого авиасообщения между странами, Целлермаера 9 апреля в Каире (столица Египта) американские спецслужбы передали российским.
По версии полицейских, с 2006 по 2007 год фигурант, его брат и два их подельника в составе организованной группы участвовали в хищении денежных средств ряда банков. «На покупку одних и тех же дорогостоящих автомобилей сообщники оформили кредиты, полученные денежные средства поделили между собой и использовали по своему усмотрению. В 2008 году возбуждено уголовное дело по признакам преступлений (статьи 159 и 174.1 УК РФ — мошенничество с легализацией денежных средств), обвиняемый всё это время находился под подпиской о невыезде», — проинформировало ГУ МВД КО.
В 2012 году мера пресечения была изменена на заключение под стражу, однако Целлермаер скрылся от следствия за границей и был объявлен в розыск по каналам Интерпола.
Оговоримся на всякий пожарный, что до вынесения судом обвинительного решения фигурант не мошенник и не преступник, а всего лишь подозреваемый, обвиняемый, подсудимый. Возможно, в деле были какие-то закавыки, поскольку с момента его возбуждения до изменения меры пресечения прошло аж четыре года. И инкриминируемая схема мошенничества (взять деньги в кредит да и не отдать их) — уж слишком незамысловатая…
Нынче мошенники предпочитают наживаться дистанционно, более безопасно и более масштабно. (В одном Кузбассе, по оценкам полиции, общий годовой ущерб от телефонных жуликов составляет порядка двух миллиардов рублей.) При этом жертв ежедневно лишают средств на суммы от десятков тысяч до десятков миллионов рублей.
Из «громких» случаев — прошлогоднее выманивание у певицы Ларисы Долиной двухсот миллионов рублей: поп-дива даже продала свою московскую квартиру. Правда, недавно через суд добилась её возвращения, но теперь вынуждена изыскать 112 миллионов рублей для возврата их покупательнице Полине Лурье.
Поразительно, как много наших соотечественников, вполне разумных людей, в обычной ситуации трепетно относящихся к своим деньгам и старающихся не переплатить 10 — 15 рублей за то, что можно купить чуть дешевле, расстаются с миллионами в пользу расплодившегося жулья.
Схем «развода» на самом деле сегодня используется две (хоть и с множеством вариаций). Первая — «кнут» — основана на запугивании человека потерей денег, в виде накоплений или взятых кем-то на его имя кредитов. Ошеломлённой жертве сообщают, что спасти свои кровные можно лишь посредством срочного перевода имеющихся и (или) взятых в кредит денег на «безопасный счёт» либо передачи их курьеру.
Вторая схема «развода» — это, опять же по классике, «пряник» — предложение легко и быстро «заработать на инвестициях». Заинтересовавшиеся граждане изыскивают деньги, залезают в кредиты, занимают у всех знакомых, переводят средства «на биржу» — и радостно разглядывают на экране виртуальные миллионы, которые прирастают тем скорее, чем больше денег они «инвестировали». Но вот незадача: вернуть себе не то что «заработанное», но хотя бы потраченное никак не удаётся.
Жулики, а занимаются «разводом» именно они, придумывают всяческие отговорки и способы дополнительного вытягивания средств — «на комиссию», «на страховку» и т. п. В итоге ошарашенные «инвесторы» осознают, что они никакие не инвесторы, а «глупенькие буратинки», и их зарытые на «поле чудес» золотые уже бренчат в чужих карманах.
А сотрудники полиции хоть и принимают сочувственно (или насмешливо?) чёрт-те какое по счёту заявление о преступлении, по которому возбуждают очередное уголовное дело, но дают понять, что ситуация практически безнадёжна и что думать-то головой надо было раньше…
Ну да, оно конечно, жертва «развода» и сама понимает, что думать раньше надо было, она уже и так вырвала на себе от досады последние волосы и набила шишек на голове стучанием о стену в неистовом отчаянии. Но ей невдомёк, как же это так: в России-матушке, где всё и вся «под колпаком органов», нельзя найти получателей всех этих миллионов и миллиардов, прижучить и заставить вернуть обманом полученные деньги.
Ведь банковский-то перевод по-любому можно отследить, так же, гражданин начальник?
А гражданин начальник на это отвечает, что мошенники используют сложные изощренные схемы с использованием подставных банковских карт, оформленных на людей (часто несовершеннолетних), которые и понятия могут не иметь о финансовых аферах.
Так, во всяком случае, растолковывала суть проблемы президенту Владимиру Путину глава Банка России Эльвира Набиуллина во время совещания месячной давности (см. материал «С жульём, допустим, надо бороться!» от 11 марта сего года), постоянно сетовавшая на «дропперов», с которыми-де ничего нельзя поделать.
Дропперы — граждане, оформляющие на себя (обычно за скромное вознаграждение) банковские карты и передающие их в пользование третьим лицам. До недавнего времени они оставались безнаказанными. Однако не всё коту Масленица.
На днях в Кузбассе с 19-летнего парнишки суд взыскал семьсот тысяч рублей в пользу бабушки из Тамбова, которую жулики «развели» на 10 миллионов рублей, при этом те самые 700 тысяч она по указке мошенников отправила на карту, оформленную нашим земляком. И хотя он сам эти деньги не снимал и вообще в это время находился в другом городе, суд обосновал решение тем, что деньги «на банковский счёт кузбассовца поступили без каких-либо законных оснований», а «при передаче банковской карты другим лицам все негативные последствия по совершённым финансовым операциям возложены на лицо, на чьё имя выдана банковская карта».
Кроме того, 19-летний парень не обращался ни в полицию, ни в банк с просьбой аннулировать утерянное платёжное средство. Так что плати, дорогой, раз ума хватило с жульём связаться.
Делаем выводы, граждане! Стоит проверить свои карты — как банковские, так и сим-карты (с 1 апреля такую возможность предоставляют «Госуслуги»). Утерянное платёжное средство и средство связи вполне могут использовать жулики, а отвечать придётся владельцу.
Добавим, что ответственность сия скоро будет закреплена на законодательном уровне.
На этой неделе стало известно, что спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил подготовить поправки об установлении уголовной ответственности для дропперов. За детишек, по всей видимости, отвечать будут родители и опекуны.
В свете вышесказанного — следим, проверяем, в общем, бдим. И не теряем головы — ни при каких ситуациях. Нам она ещё пригодится.