Новости

В ожидании чуда

Авария на шахте «Листвяжная»: в списке погибших шахтёров и горноспасателей — 51 человек.
Известия о задымлении в шахте, расположенной в поселке городского типа Грамотеино Беловского городского округа, поступили утром 25 ноября. Тогда сообщалось, что из 285 человек, находившихся под землей, на поверхность вывели 239, на месте работают отделения горноспасателей, на шахту приехал губернатор Сергей Цивилев. Позже в Кузбасс бортом МЧС вместе с медиками вылетел временно исполняющий обязанности министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян. К 18 часам погибшими были признаны 11 человек, 26 оставались в шахте. 43 человека были доставлены в больницы, в том числе четверо — в тяжелом состоянии.
Вечером в тот же день поисково-спасательные работы были приостановлены из-за высокой концентрации метана и вероятности взрыва. Уже ночью сообщили о потерях среди спасателей: точно было известно о трех погибших сотрудниках ВГСЧ?
В Кузбассе объявили трехдневный траур.
Утром в пятницу спасательная операция продолжилась, а количество погибших горноспасателей увеличилось до шести человек. Но случилось чудо: один из них, 51-летний медик Александр Заковряшин, которого накануне наградили орденом Мужества посмертно, был найден живым! Александра отправили в Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров в Ленинске-Кузнецком, а потом — в областной центр. Сам он рассказал, что когда у него на глазах коллеги стали терять сознание, то пытался им помочь, ставил уколы…
К 17 часам 27 ноября спасатели прошли 1950 метров горных выработок. Об этом сообщил генеральный директор ФГУП ВГСЧ Николай Медведев. На глубине 365 метров были обнаружены пять погибших шахтеров: взрыв (а к тому времени была рабочая версия, что причиной аварии с высокой долей вероятности стал взрыв газо-метановой смеси) застал шахтеров на их рабочих местах. Затем поиски снова были приостановлены из-за газовой обстановки под землей, в шахте осталось одно отделение ВГСО, которое обеспечивало откачку воды. К вечеру воскресенья спасателям оставалось обследовать 6 км тоннелей…
Шесть километров, где могли оставаться люди! В одном из оперативных интервью глава ВГСЧ Николай Медведев сказал, что идут поиски пострадавших. «Вы сказали — пострадавших? — тут же переспросили журналисты. — Значит, шанс есть?» «Шанс есть», — ответил Медведев. А после известия о выжившем Александре Заковряшине (динамику его состояния врачи оценивали как «умеренно положительную») затеплилась надежда: а может, чудо случится снова?
Только шахта по определению — не место для чудес, и вряд ли стоило ждать чуда от метана, об опасной концентрации которого, как выяснилось, шахтеры знали задолго до аварии. Заместитель Генпрокурора РФ Дмитрий Демешин в эти дни провел личный прием граждан и выслушал мнение горняков с разных шахт региона. «Есть ряд нареканий и претензий, но сразу скажу — они не носят характер кардинальных, которые бы повлекли сейчас приостановку работы опасных промышленных объектов», — сказал Демешин.
Но почему же тогда случилась трагедия на «Листвяжной»? Уже на следующий день после нее были задержаны директор шахты, его первый зам и начальник участка. Им вменяется нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Возбуждено уголовное дело в отношении двух главных государственных инспекторов Сибирского управления Ростехнадзора, подозреваемых в халатности: по версии следствия, только в ноябре они без фактического обследования вентиляционного штрека шахты составили акты о его проверке. По решению суда все пятеро заключены под стражу на два месяца.
Неужели трагические аварии на угольных предприятиях Кузбасса до сих пор ничему не научили? Давайте вспомним. «Зыряновская» в 1997 году — 67 погибших шахтеров. «Тайжина» в 2004-м — 47 человек. Через год «Есаульская» — 25 жертв. «Ульяновская» в 2007 году — 110 погибших. Спустя два месяца «Юбилейная» и 39 погибших горняков. «Распадская» в мае 2010 года, когда погиб 91 человек, в том числе 20 спасателей. В каждой аварии есть виновные, понесшие наказание. Только погибших уже не вернуть. И каждый раз в День шахтера мы славим горняков за их добросовестный труд, но для семей, где погиб шахтер, это праздник с горькими слезами.
А накануне взрыва губернатор Кузбасса выступал с бюджетным посланием. И говорил об амбициозных целях региона. В том числе — что для Кузбасса флагманом экономики была и остается угольная промышленность, дающая треть доходов регионального бюджета. «Сегодня угольная отрасль на подъеме, — сказал Сергей Цивилев. — В этом году Кузбасс выдаст на-гора 240 миллионов тонн угля и более половины из этого объема отправит на экспорт. Сейчас у нас идут поставки более чем в 60 стран мира… На сегодняшний день угольная энергетика остается наиболее доступной, дешевой и безопасной. Кузбасский уголь входит в число лучших, поэтому он будет востребован еще многие десятилетия. Соответственно, еще долгое время шахтеры и все, чья работа связана с угольной отраслью, могут рассчитывать на стабильную занятость и достойный уровень оплаты труда… Безусловно, при развитии угольной отрасли вопросы экологии и безопасности являются приоритетными. Мы требуем этого от всех компаний, которые работают на территории Кузбасса…»
Знать бы губернатору наперед о том, что произойдет под Беловом меньше чем через сутки, он бы себе язык прикусил на последних словах. Это сейчас, после аварии на «Листвяжной», на всех угольных предприятиях проходят тотальные проверки. И генпрокуратура буквально за три дня выявила около 450 нарушений на 31 шахте! Теперь также проверяет и Сибирское отделение Ростехнадзора. При этом, передает ТАСС слова официального представителя Ростехнадзора Андрея Виля, в 2021 году было проведено 127 проверок на «Листвяжной» и выявлено свыше 900 нарушений, ее работа приостанавливалась девять раз. Так какой смысл в этих проверках? И еще хочется задать банальный вопрос, на который так ни разу никто и не дал ответа: «Доколе?»

Фото: пресс-служба Администрации Правительства Кузбасса

Ольга Осипова Новости 30 Ноя 2021 года 107 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.