Новости

У попа была собака. Он её любил…

Федеральный закон “Об ответственном обращении с животными” № 498-ФЗ может привести к резкому увеличению числа бродячих собак и кошек в Новокузнецке.

“Сучью тему” обсудили во вторник, 16 февраля, на заседании профильного комитета горсовета в администрации Новокузнецка. Проблема в самом деле нешуточная.

С одной стороны, угроза безопасности жителей в целом и детей в частности. Поскольку от агрессии животных никто не застрахован, а чем более многочисленны дворовые стаи, тем менее предсказуемо может быть их поведение.

С другой — соображения гуманизма и ответственного отношения к “братьям нашим меньшим”. Ведь на улице собаки и кошки оказываются, как правило, по вине хозяев, которым домашние любимцы в какой-то момент становятся обременительны и невыносимы. И тогда они выгоняют питомца на улицу, избавляя себя от проблемы. Но проблема не исчезает, а “размазывается” на двор, район, город. А животные к тому же еще и плодятся…

Кто-то подкармливает собачек, кто-то шугает их. А дремлющие инстинкты и агрессия в один прекрасный момент могут проявиться, и тогда человеку несдобровать…

В 2020 году от жителей Новокузнецка поступило около 4-х тысяч жалоб на животных, сообщил начальник УДКХиБ городской администрации Андрей Горшенин, выступивший с развернутым докладом по данному вопросу. Но вступившие год назад в силу законодательные новации не позволяют, как прежде, “регулировать численность” собачьей популяции на улицах и во дворах нашего города путем прямого уничтожения зверей.

Статья 16 вышеназванного закона гласит: “Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы”.

А статья 18 того же закона определяет допустимые мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

То есть, если строго следовать закону, убивать выловленных по дворам и закоулкам зверушек нельзя, за исключением случаев, когда животное обречено на гибель из-за болезни или травмы и испытывает непереносимые страдания. И нарушение этого закона чревато серьезными последствиями для виновников гибели пса или кота. Что же может муниципалитет?

“Отлов, лечение, вакцинация, стерилизация и возврат на прежнее место обитания, при отсутствии агрессивности, — поясняет Андрей Горшенин. — Но животные могут являться носителями опасных заболеваний. Возврат их в те же дворы приводит к негативу, жалобам. И не обеспечивает безопасность. Иногда они просто обречены на смерть. Яркий пример: из квартиры одного из домов на улице Франкфурта было изъято 32 особи! И по истечении тридцати дней мы должны вернуть их. Но обратно в квартиру их помещать нельзя. И мы должны стаю пинчеров высадить у подъезда. Сами понимаете, ситуация нестандартная…”

Мне показалось, Андрей Владимирович чего-то недоговаривает. Что стало с пинчерами на самом деле?..

Подрядчики, взявшие на себя труд по отлову собак и помещению их во временное “жилье”, должны разместить информацию на сайте в Интернете для поиска владельцев или желающих взять того или иного пёсика или котика. Однако на практике жаждущих взять проблемное животное себе домой не так-то и много, и зверушек, как уверяет начальник УДКХиБ, приходится выпускать туда, где они прежде обитали.

С его слов, в 2020 году финансирование по данному направлению составило порядка семи миллионов рублей. Выполнено работ на полтора миллиона рублей, неиспользованные средства возвращены. “Не выходят подрядчики. Заведомо каждый понимает, что не выполнит условий”, — сокрушается Горшенин. Добавив печально, что одна из компаний в Новокузнецке все-таки согласилась заняться этим бизнесом, но из-за активности зоозащитников (которые “задолбали” контролирующие инстанции жалобами, а те подрядчиков — проверками) вынуждена была свернуть деятельность, договор был расторгнут.

“Когда животное возвращается в среду обитания, добрее оно не становится, хочет есть, — подчеркивает Горшенин. — Как бороться? Это касается, конечно, не только нас. В некоторых регионах ситуация близка к чрезвычайной. Но и нам до этого недалеко. Мы настаиваем на том, чтобы выйти с инициативой по изменению законодательства”.

Изменить закон Андрей Владимирович предлагает в части разрешения уничтожения бродячих животных. Правда, с более мягкой формулировкой — “эвтаназия”.

Собственно, эвтаназия — это “практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания”. На эвтаназию человек должен соглашаться добровольно, в ином случае это убийство. Как-то не очень представляется, каким образом зверь может дать добровольное согласие на расставание с жизнью.

А что же приюты для брошенных животных? Те немногие, что всё же открыты (“Шанс на жизнь” или “Причал”), требованиям не соответствуют. Однако если кто-то решит их “прикрыть”, куда девать сотни ничейных псов и котов?

Один из депутатов предложил создать большой государственный приют для животных с бюджетным финансированием, один на юг Кузбасса, “чтобы консолидировать усилия”. Однако строительство такового обойдется “в десятки миллионов”. А содержание, питание и ветеринарные мероприятия, пожалуй, в ещё большие суммы.

Председатель комитета Роман Кисельников предложил, во-первых, обратиться в областную администрацию с предложением решить проблему на региональном уровне. А во-вторых, обсудить вопрос более детально на рабочей группе.

На этом обсуждение завершилось. А проблема — осталась.

Сергей Бабиков Новости 19 Фев 2021 года 208 Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.